[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:81 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исчезает во спасение Твое душа моя, и на слово Твое уповах** //Пророк// учит нас вожделевать слова и исполняться любовью ко спасению Божию. И какое же иное спасение, кроме пришествия Господня? **На слово Твое уповах,** разумей — на обетование Твое. //Словом// же называется и богодухновенное Писание. Поэтому, исчезает не только тот, кто ожидает исполненения Божественного обетования и чает окончания облежащих зол, но и тот, кто читает Божественные словеса, и желая в точности изучить смысл их, отыскание смысла признает для себя утешением и отрадою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах** Когда человек сильно желает чего-нибудь, но в желаемом терпит лишение, то он как бы исчезает, изнемогает. Так, ожидающие возвращения кого-нибудь отсутствующего из ближних, с напряжением ожидая и обманываясь в своем ожидании, как бы тают от тоски; то же бывает с тем, кто терпит сильную жажду и не имеет воды для ее утоления; так и угнетаемые какими-либо несчастьями и ожидающие божественной по­мощи приходят в изнеможение, когда видят ее замедление. Спасе­нием для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы. Так как в другом псалме пророк говорит: //«яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам»// [[old:ps:084:08|(Пс.84:8)]], то значит и сам он молился о том, чтобы это ожи­даемое спасение совершилось скорее. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Одиннадцатое восьмистишие идет под буквою //каф// – //ладонь//. Ладонью дают пощечину, оскорбительную для того, кто ее получает; ладонью прикасаются к щеке любимой особы, чтобы слаще поцеловать. Таким образом, она есть и орудие обиды и оскорбления, и орудие любви самой теплой. Такое заглавие очень идет к этому восьмистишию, так как в нем пророк представляет лицо оскорбляемое, теснимое неправедно и обращающееся к Богу в уповательной молитве о помощи и заступлении. Он говорит как бы так: «бьют меня, приласкай же Ты меня, Господи!» Все, что здесь говорится, очень приложимо к Иову, к святым мученикам и, во многих чертах, к борющимся со страстьми и похотьми. **Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах** //Исчезает во спасение//, то есть сильно желает получить спасение от Тебя, и притом так сильно, что доходит до исступления. «Желающие чего-либо сильно, говорит блаженный //Феодорит//, но лишаемые желаемого говорят о себе, что они как бы исчезают. Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды; так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых и, не видя его прибытия, исчезают от желания; так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия покрова, когда видят замедление его, как бы исчезают».//«На слово Твое уповах»//, то есть на обетование, поясняет святой //Афанасий//. Вот уже третье восьмистишие посвящает пророк изображению бедствующих и утесняемых за верность воле Божией и заповедям Его. И здесь под спасением разумеется избавление от смирительных и уничижительных нападков, скорбей и лишений за слово Божие. Что говорится здесь, то очень прилично Иову на гноище или какому-либо мученику, долгое время томившемуся в узах и почасту мучимому, а равно и всякому безвинному страдальцу. Но можно взять эти слова отдельно от других и видеть в них вопль души, жаждущей спасения в Господе Иисусе Христе от греха и пагубы вечной. Так думают святой //Афанасий//, святой //Амвросий// и //блаженный Августин//. Святой //Афанасий// пишет: «Пророк учит нас вожделевать слова и исполняться любовию к спасению Божию; а какое же иное спасение, кроме пришествия Господня?» Святой //Амвросий// говорит: «//Исчезает//; – кто всею душою переходит в то, что любит, тот о том и думает, о том речь ведет, к тому привязан, в то впивается всею душою. Такое чувство испытывает мать, ожидающая возвращения любимого сына, как испытала это мать Товии. Что значит: //исчезает во спасение душа//? – Вот что: душа, прилепившаяся к Господу, как бы перестает быть душою, а бывает //един дух с Господом//. Святой и богобоязненный ничего не желает, кроме спасения Божия, которое есть Христос Господь; только Его вожделевает он, Его желает, к Нему устремляется всеми силами, Его греет в лоне ума своего, Ему открывается и пред Ним изливает душу свою, и одного только боится, как бы не лишиться общения с Ним. В другом месте пророк говорит о себе: //возжада Тебе душа моя//, а немного ниже прибавляет: //прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя//. Кто жаждет, тот желает быть при источнике и ничего так не домогается, как поскорее добраться до воды. Так устремляется и душа к Господу. И Господь, восприяв ее в десницу Свою и излив в нее Свою силу, делает то, что она будто перестает быть: //живу//, говорит она,// не ктому аз, но живет во мне Христос//. Как исчезает душа во спасение Божие, хорошо изображает святой пророк Иеремия:// и быстъ//, говорит он, //в сердцы моем яко огнь горящ, палящ в костех моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити//. Хорошо сказал: //на словеса уповах//, – прежде возгорается упование, и за ним уже следует исчезновение. Размышляя о том, что читал в слове Божием, и, видя, что, находясь в теле, как бы узами какими-либо жизни сей связанный, отстоял он от спасения Божия, вожделевал его, стремился к нему, исчезал в нем, изливался в него всем сердцем. Так исчезает дух и того, кто, отвергшись себя, весь прилепляется Христу Господу. Кто, исчезая в себе, прилепляется к Нему, тот теряет свое и восприемлет Божеское, вечное, вполне успокоивающее». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах** Сильно чего либо желающие, но лишаемые желаемаго, говорят о себе, что как бы //«исчезают»//. Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды. Так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого либо из знакомых, и не видя его прибытия, истаевают от желания. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление онаго, как-бы исчезают. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исчезает во спасение Твое душа моя; на словеса Твоя уповах** Душа моя, по выражению его, некоторым образом разлучается с телом, разрешается и изнемогает, будучи не в состоянии перенести чрезмерности и пламенности божественного стремления к Тебе, при чем спасением называет, по словам //Евсевия//, спасительное вочеловечение Христово. Итак, он говорит, что весьма желаю спасения сего и на слова Твои надеюсь, что сие сбудется непременно, т. е. на те слова, которые написаны в законе о вочеловечении Христовом. Некоторые же вместе с //Феодоритом// думают, что Давид говорит о спасении своем, то есть, что я желаю у Тебя, Господи, спасения, и уповаю на заповеди Твои, что исполнением их я спасусь. Далее здесь без различия можно сказать и во множественном числе: на слова Твои, и в единственном: на слово Твое. //Феодорита//: Те, которые сильно желают чего-либо и не получают желаемого, исчезают, как говорят; так исчезают те, которые имеют сильную жажду и недостаток в воде, а равно и те, которые ожидают кого-либо из знакомых из дальнего пути. Они желают всегда и истаевают, не получая желаемого, так исчезают и те, которые борются с несчастьями, ожидают благоволения Божия и видят, что оно отдаляется. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 81-83 **Изчезает во спасение твое душа моя, на словеса твоя уповах: изчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя? зане бых яко мех на слане: оправданий твоих не забых** Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. - //"Мех в дыму"//, точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. "Мороз" здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 81-88 **Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих** Одиннадцатое осмистишие идет под буквою //каф// – «ладонь». Ладонью дают пощечину, оскорбительную для того, кто ее получает; и ладонью прикасаются к щеке любимого человека, чтобы приятнее поцеловать его. Таким образом, ладонь есть и орудие обиды и оскорбления, и орудие любви самой теплой. Такое заглавие очень идет к этому осмистишию, так как в нем пророк представляет лицо оскорбляемое, теснимое неправедно и обращающееся к Богу в уповательной молитве о помощи и заступлении. Он говорит как бы так: бьют меня, – приласкай же Ты меня, Господи. Все, что здесь говорится, очень приложимо к Иову, к св. мученикам и, во многих чертах, к борющимся со страстьми и похотьми. Ст. 81–82 **Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах: изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя** **Изчезает во спасение**, то есть сильно желает **душа моя** получить **спасение** от Тебя, Господи, и притом так сильно, что доходит до исступления. «Желающие чего-либо сильно, – говорит блж. Феодорит, – но лишаемые желаемого, говорят о себе, что они как бы **исчезают**. Так бывает с томимыми сильно жаждою и не имеющими воды; так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых и, не видя его прибытия, исчезают от **желания**, как бы истомляются, так и борющиеся с какими-либо несчастиями исчезают» [6, с. 589–590]. «На словеса Твоя уповах, то есть на обетование», – поясняет св. Афанасий. При объяснении сего св. Амвросий ставит вопрос: «Что значит **исчезает во спасение душа**?» И так на него отвечает: «Душа, прилепившаяся к Господу, как бы перестает быть душею, а бывает «//един дух с Господом//» [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6:17)]]. Святой и богобоязненный ничего не желает, кроме спасения Божия, которое есть Христос Господь: только Его вожделевает он, Его желает, к Нему устремляется всеми силами, Его греет в лоне ума своего, Ему открывается и пред Ним изливает душу свою, и одного только боится: как бы не лишиться общения с Ним. Кто, исчезая в себе, прилепляется к Нему, тот теряет свое и восприемлет Божеское, вечное, успокаивающее». в следующем стихе [[old:ps:118:082|(82)]] говорит, что очи его, молитвенно устремленные к Богу и к слову Его, в продолжительном терпении ожидавшие помощи и утешения от Бога, **тоже исчезали**, выражая нетерпеливое чувство: **когда утешиши мя**? «Здесь, – толкует блж. Феодорит, – **словом** называется обетование Божие. **Исчезает** в него тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол». И в обычной речи говорят иногда о том, кто долго ждет кого-либо, с сильным желанием его видеть: «Глаза просмотрел». Так тяготимый скорбию, молитвенно обращая очи свои к Богу, просит и ждет помощи, – ждет дни, месяцы и годы, а помощь все не приходит. Как же ему не возопить: **Когда утешиши**? Этим выражается не оскудение упования, а сила желания. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]