[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:82 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя** **Исчезоша очи мои в Слово Твое.** Разумеет Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Его, по слову Апостола, Ходатая имамы ко Отцу: //и Той есть очищение о гресех наших// ([[new:1in:02:01|1 Иоан. 2,1-2]]). **Глаголюще: когда утешиши мя?** Ибо когда приидет ко мне Слово, тогда утешусь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя** **Словом** называется и боже­ственное обещание, и боговдохновенное Писание. Значит, изнемогает не только тот, кто ждет исполнения божественного обещания и избав­ления от постигших бедствий, но и тот, кто живет божественными словами и желает вполне усвоить себе их и это усвоение считает для себя утешением и радостью. Но к этому он только стремится, ожидаемое же им утешение дано в евангельском слове, когда Сам Спаситель утешил нас, явившись на земле и сказав: //«придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»// [[new:mf:11:28|(Мф.11:28)]]; //«ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»// [[new:mf:11:30|(Мф.11:30)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя** «Здесь, толкует блаженный //Феодорит//, словом называется обетование Божие. Исчезает в него тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол». И в обычной речи говорят иногда о том, кто долго ждет кого-либо с сильным желанием его видеть: «глаза просмотрел». Так тяготимый скорбию, молитвенно обращая очи свои к Богу, просит и ждет помощи, – ждет дни, месяцы и годы, а помощь все не приходит. Как же ему не возопить: когда утешиши? Этим выражается не оскудение упования, а сила желания. Прилично было взывать так тому мученику, которого двадцать восемь лет мучили; измучат – и опять в темницу; чуть-чуть оправится, опять мучат – и опять в темницу; прилично было и трицативосьмилетнему расслабленному, у которого каждое лето пред глазами получал кто-нибудь исцеление, после него заболевший и не столь долго лежавший при купели; прилично было иерихонскому слепцу, сидевшему при пути и насилу дождавшемуся того, чтобы мимо его проходило спасение его. И в слове пророка, и в этих примерах слышится сильный урок нам – не оскудевать упованием при нескором исполнении прошений об избавлении от гнетущих нас нужд и, взывая: //когда, Господи, утешиши?// – не терять упования. Вышепоименованные святые отцы разумеют и это место о душе, ищущей спасения в Господе. Но когда душа прилепляется к Господу и имеет Его в себе, так чего же еще желать ей? – Одного: полнейшего исполнения того, чего ожидает она от Господа. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве покаяния; но чувство прощения, или внутреннее удостоверение, что грехи прощены, приходит не скоро. Сокрушающемуся о том духу прилично вопить: //когда утешиши?// Один старец заключил большую покаявшуюся грешницу в келлии и, по истечении трех лет, сказал ей: «Бог открыл мне, что прощены все грехи твои». В этот промежуток времени не уместно ли ей было взывать: когда утешиши? Что идет к покаянию, то и ко всякому дарованию духовному о Христе Иисусе. Ни одно не дается, или не присвояется, душе тотчас: всему свое время; и утверждение во всякой добродетели приходит в свое лишь время. Ничего не восхитишь самовольно из руки Господней: ищи, молись, жди, – отсюда и вопль: //когда утешиши?// Блаженный //Августин// пишет: «Словами – //когда утешиши// пророк показывает, как тягостно замедление получения желаемого. Но дающий замедляет даянием ради того, чтобы тем приятнее было получение и тем бдительнее соблюдаемо было полученное. Господь знает, что когда кому дать, ибо Он всегда все располагает мерою, весом и числом». Святой //Амвросий// вопль – //когда утешиши// относит к душе, возжелавшей благодати созерцания. Деятельное совершенство есть первая ступень христианской жизни, а созерцание – вторая, высшая. На нее восходят по очищении души, но не сами собою, а возводятся Господом и благодатию Духа. Между тем возжелавший его и сам устремляет туда око ума своего; но, при всем напряжении, сам ничего не видит. У Господа же и благодати Его всему свое время. Отсюда вопль: когда утешиши? Все тайны Божии открыты в слове Божием, но постигаются только тогда, когда благодать дает их постигнуть. Внезапно узревает ум в слове то, чего прежде не видал нем, хотя и несколько раз читал и обдумывал его. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя** Здесь //«словом»// называется и Божие обетование, и Богодухновенное Писание. Посему исчезает не только тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол; но и тот, кто читает словеса Божии, и желает в точности дознать смысл их, в обретении же онаго предполагает для себя утешение и ободрение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исчезоша **(истощились)** очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя ** Изнемогли, присовокупляет, и расстроились мысленные глаза души моей, взирая постоянно на закон Твой, при том изнемогли, ожидая, когда утешишь и вразумишь меня, открыв сокрытое в заповедях Твоих богатство. //Феодора//: Тем словом, которым имел быть утешен, называет Господа нашего Иисуса Христа; ибо Он утешитель наш от Отца; Он очищение о грехах наших по словам Иоанна: Его-то ожидая с сокрушенными очами душа и всецело занимаясь взиранием на Него, просит удостоить утешения своего, как сказал //Евсевий//. //Феодорита//: Словом называется Божие обещание и богодухновенное Писание. Итак, исчезает не только тот, кто ожидает Божия обещания и надеется прекращения обременяющих его зол, но и тот, кто занимается Божиим словом и желает в точности узнать смысл его, и открытие его считает своим утешением и успокоением. ===== Лопухин А.П. ===== **изчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя** См. Толкование на [[old:ps:118:081#lopuxin_ap|Пс. 118:81]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **изчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя** См. Толкование на [[old:ps:118:081#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:81]] [<10>]