[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:84 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд** **Колико есть дней раба Твоего?** Малы дни человеческие на земле; поэтому молится, чтобы в продолжение их скорее сокрушен был сатана под ногами его, и чтобы ему самому покорить душу снисшедшему в нее Божественному Слову. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд** Немногочисленны дни нашей жизни, а еще нас преследуют дурные мысли, плотские стра­сти и житейские заботы: //«плоть желает противного духу»// [[new:gal:05:17|(Гал.5:17)]], как говорит божественный апостол.// "Дни лет наших: семьдесят лет»// [[old:ps:089:10|(Пс.89:10)]]. Итак, когда Ты рассудишь меня и избавишь от моих противников? Суди же и освободи нас от их угнетения. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд** Пророк говорит как бы так: идут дни за днями, годы за годами; жду заступления Твоего, а оно не приходит. Вот уж и жизнь на закате, а я все под гнетом, враги же мои торжествуют. Когда же, Господи, сотворишь Ты суд над гонящими меня, когда посрамишь их и поднимешь меня из уничижения? Как естествен такой вопль тому, кругом кого ликуют враги его и Божии! Того и гляди, что грянет смерть, – неужели же враги эти останутся ненаказанными? Конечно, он болит и за себя, но не отделяет себя от интересов Божиих. Воодушевляемый на такое дерзновенное слово чувством правды Божией, он как бы так говорит: ужели Ты попустишь правде Твоей быть ненаказанно оскорбляемою? Вот тут кроется и вторая причина, почему следовало бы ускорить помощь страждущему. //Блаженный Августин// уподобляет этот вопль воплю апокалипсических избиенных: //доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли?// И в том и в другом – свидетельство, что неправедные обидчики отмщаются еще на земле, что не всем дается до смерти доживать в неправдах, без земного за то воздаяния. Если бы так было, то люди забыли бы, что есть Судия. Полное за все воздаяние отложено до всеобщего суда; но и здесь иногда воздает Господь во свидетельство того, что путь неправды – ненадежный путь. Иные доживают и до гроба в счастии, для того, как показала притча о богатом и Лазаре, да восприимут благая за некоторые добродетели в животе своем. Вопль этот имеет свой смысл и в нравственном отношении. Преуспевающие в борьбе со страстьми и похотьми, поддерживаемыми тайными воздействиями врага нашего спасения, видя, что жизнь на исходе, а страсти между тем все еще в силе, и боясь, как бы не перейти неочищенными в другую жизнь, праведно взывают о суде над непрестающим гнать и угнетать их, чрез возбуждение страстей, сатаною. Смысл молитвы такой: отрази и прогони его от меня; тогда мне легче будет управиться с остатками во мне греха в оставшиеся для меня дни; и я, может быть, хоть под конец жизни вкушу сладость сердечной чистоты. Святой //Афанасий// пишет: «Малы дни человеческие на земле; посему пророк молится, чтобы в продолжение их скорее сокрушен был сатана под ноги его и чтобы ему самому покорить душу снисшедшему в нее Божественному Слову». Пространнее об этом говорит святой //Амвросий//: «Утвердившись на твердом основании добродетели, пророк молится, чтобы дана была ему сила попрать не человека, но того, кто привык захватывать для себя в человеке владычественное место. И апостол учит, что чрез суд над грехом в человеке (во время покаяния и отвержения греха) совершается суд над сатаною и что его глава сокрушается чрез преодоление греха: Бог, говорит он, //да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре.// Таким образом, пророк просит, чтобы Бог дал ему стопами веры своей стереть врага и попрать, как прах, – чтобы еще в этом теле, несмотря на краткость дней жизни, восторжествовать над ним. Это торжество над врагом получается тогда, когда дается ему восчувствовать над собою власть и силу человека, которого прежде держал он в узах греха и страстей. Это бывает, когда благодать Божия возрождает и преобразует человека. Господь дает такой душе власть наступать на врагов своих и сокрушать главы их верою, делами и подвигами своими. Так всякий может побороть врага. Когда творим дела непотребные, враг гордится над нами; но когда ревнуем о делах чистоты, правды и воздержания, тогда мы попираем этого змия и скорпия». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Колико есть дней раба Твоего? когда сотвориши ми от гонящих мя суд** Пророк говорит: кратко время жизни человеческой; ибо //«дние лет наших, в нихже семдесят лет»// ([[old:ps:089:10|Пс.89:10]]). Посему, когда разсудишь меня и избавишь от неприязненных? ===== Евфимий Зигабен ===== **Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от **(над)** гонящих мя суд ** Сколько, говорит, дней моих, Господи? Без сомнения не много: ибо дней лет наших, сказано, 70 лет [[old:ps:089:10|(Псал. 89,10)]]. Итак, поелику мне осталось немного времени жить; то когда Ты произведешь для меня суд над преследующими меня врагами, как невидимыми—бесами, так и видимыми—людьми? А произведешь суд и защитишь тогда, когда обратишь их назад и прогонишь от меня далеко. //Оригена//: Все человеческие дни малочисленны. Итак, поелику мало времени я живу на земли, то я хочу увидать суд над гонителями моими, и прошу Тебя не откладывать сего. А гонители наши суть сатана и духи злобы. Хотя же и человек представляется гонителем нашим, но первый гонитель не человек, а диавол, которому человек только подражает. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд ** См. Толкование на [[old:ps:118:083#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:83]] [<10>]