[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:86 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми** Зная, что на Божественном суде вознагражден будет за претерпленные им неправды, поспешает увидеть то время. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вся заповеди Твоя истина, неправедно погнаша мя, помози ми** Потому я и предпочитаю закон Твой, что вижу, что все заповеди Твои укра­шены истиною. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вся заповеди Твоя истина, неправедно погнаша мя, помози ми** Пророк подтверждает этим то, почему он не послушал глумлений законопреступников и остался верным закону: потому, говорит, что //закон Твой – истина//, и затем делает из этого вывод: следовательно, они неправедно стали гнать меня; гнать за истину – какая тут правда? Потому и молится он:// помози же мне, Господи,// Покровитель всякой правды, неправедно гонимому! В этом заключается четвертая причина, почему следует оказать ему помощь. «Предпочитаю, пишет //Феодорит//, закон Твой, потому что вижу все заповеди Твои украшенными истиною; а в том, что они гонят меня – великая неправда». На убеждении, что путь, которым мы идем, истинен, стоит твердость решимости неуклонно идти им, несмотря ни на какие препятствия. Оно дает мужество и воодушевляет, но при всем том не отнимает чувства скорбности гонений и не прикрывает неправедности их. Посему и при таком убеждении уместна молитва: //помози ми;// оно даже дает наибольшее дерзновение к молитве о помощи. Терпящий праведно не гонение терпит, а наказание несет, – как же ему молиться: помози ми? – Это возможно для него лишь под условием покаяния. Но и при этом уместнее молитва: «праведно терплю; прости и помилуй!» Святой //Амвросий// пишет: «Не сказал пророк: поелику гонят меня, помоги мне; но //неправедно погнаша мя, помози ми.// Ведь иной может и гонение терпеть, но праведно; есть праведное преследование порока. Но когда кто терпит гонение за правду, за чистоту, за веру, такому прилично говорить слова пророка: //неправедно погнаша мя, помози ми»//. В словах //помози ми// можно видеть и молитву об избавлении от гонений, и молитву о помощи к перенесению скорбностей гонения. У ревнителей добродетели напереди стоит убеждение, что Бог лучше нас знает, что нам полезно во внешней участи нашей. «Как добрый воин, говорит святой //Амвросий//, пророк не бежит от битвы и не боится схваток с врагом, привыкнув к войне; но, как верный и испытанный, молится о ниспослании свыше помощи и благоговейною молитвою оживляет свое мужество. Не просит, чтоб улеглось преследование, но молится о помощи к перенесению его. Знал он, что хотящие благочестно жити не могут обойтись без гонений, посему охотно встречает их, чтобы только стоять в благочестии. Много у нас гонителей, и видимых, и невидимых; преследуют нас нечистые духи, преследуют еретики, язычники, иудеи. Все те, которые хотят благочестно жить, непременно бывают под гнетом гонений, так что и минуту, свободную от гонений, трудно улучить ревнителю благочестия. И, пожалуй, можно даже заключить, что когда не терпим гонений, то верно потому, что живем не совсем благочестно; ибо если верно изречение, что //вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут;// то верно и то, что, кто не терпит гонения, тот еще не начинал жить истинно благочестно о Христе Иисусе. Когда нет борьбы, то, я боюсь, не потому ли это, что нет желающего вступить со мною в борьбу? Господь сказал:// аще Мене изгнаша, и вас изженут//. Святой Давид в духе слышал это слово прежде еще воплощения Господня и, будто ученик Христов, не уклонялся от воевания, но смело вступал в борьбу; ибо знал, что это утвердит его в благочестии, обезопасит ему спасение и принесет венец славы. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 86-87 **Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий Твоих** **«Вся заповеди Твоя истина».** Предпочитаю закон Твой; потому что вижу все заповеди Твои украшенными истиною. **«Неправедно погнаша мя, помози ми». «Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих».** Велика неправда, говорит Пророк, велико могущество неприязненных мне; едва не лишили они меня и самой жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся заповеди Твоя—истина; неправедно погнаша мя, помози ми** Все, продолжает, заповеди Твои истинны; в них Ты повелел не обижать других; а как меня обижают, то посему помоги мне, или лучше, помоги и защити Твои законы, нарушаемые неправедными. Сии слова относятся к видимым врагам. // Аполлинария//: Заповеди Твои не суть образ, или символ. Несправедливо гонят меня; так как есть гонения и справедливые и несправедливые; справедливо преследуется живущий беззаконно, а несправедливо—праведный и любящий истину, сделавшийся врагом у людей за истину. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вся заповеди Твоя—истина; неправедно погнаша мя, помози ми** См. Толкование на [[old:ps:118:085#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:85]] [<10>]