[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:88 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих** //Уста Божии// — пророки, послужившие свидениям, заповедям и оправданиям Божиим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих** О какой милости (просит пророк)? О той, какую оказал нам Ты, Владыка, домостроительством Своего воплощения. Итак, сподоби меня этой благодати, чтобы я мог сохранять Твои откровения. Пророк украсил эти свои слова смирением. Не в воздаяние за свою правед­ность просит он жизни, но умоляет о том, чтобы она была даро­вана ему как дар милости, обещаясь за то соблюдать откровения Божии. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих** Цель жизни настоящей есть исполнение заповедей Божиих. Кто этого держится, тот носит в самом себе основу того, на чем, по промышлению Божию, может держаться жизнь его. «Но, замечает блаженный //Феодорит//, пророк слово свое украсил смиренномудрием, потому что просил жизни не как воздаяния за правду, но как дара милости, обещаясь хранить за то свидения Божии». Как в предыдущем восьмистишии, молил-молил и наконец сказал: пусть будет так, как Твоей воле угодно, только да будет сердце мое непорочно, – так и здесь: просил-просил и в заключение говорит: ну, пусть торжествуют враги; только жизнь мне сохрани, чтобы мне больше преуспеть в хранении свидений Твоих, – заключает то есть преданностию в волю Божию, которая составляет существо молитвы. В нравственном отношении эта молитва должна быть молитвою о благодатном оживлении. Святой //Амвросий// толкует этот стих так: «Страсти восстают и мешают мне верно исполнять заповеди Твои, – пошли же благодать, или усугубь благодать, оживляющую дух мой. Тогда святые духовные движения будут заглушать движения обессиленного греха, и я беспрепятственно буду хранить свидения Твои. Я воздерживаюсь от дел греховных; но отсеки самые страсти, чтобы мне, воззревая, например, на жену, не похотствовать на нее даже в сердце моем». Или можно и так: //живи мя,// соблюди меня для вечного живота. Пусть эта жизнь идет уж тесно, но не лиши меня вечного блаженства; а я обещаюсь хранить свидения Твои, верность которым есть неотложное условие к получению блаженства в вечности. «Словами: живи мя, говорит святой //Амвросий//, пророк просил, конечно, не того, что имел, то есть жизни, ибо жил, но того, чего желал, то есть, чтобы жить в вечности, разумея блаженную жизнь. Зная, однако ж, что в этом многоволнующемся теле трудно сохранить неизменным доброе настроение души, он просит милости, чтобы непрестанно быть оживляему Духом и чрез то всегда жить для Бога и быть мертвым греху. Ибо когда мертв будет грех в нас – будет жива жизнь для Бога, и хранение заповедей продолжится непрерывно и постоянно, и проложит путь к вечной жизни в Боге». Двенадцатое восьмистишие следует под буквою или словом //лάмед – учить.// Учить означает и то, чтобы других учить, и то, чтобы самому учиться, заучивать. К настоящему восьмистишию приложимо только последнее значение. В нем говорится о поучении в законе Божием, чтобы то есть уразумевать волю Божию и действовать сообразно с нею. Предмет этот многообъятен, и пророк неоднократно уже обращал на него внимание. В настоящем случае он показывает, к какому убеждению привело его поучение в законе Божием и какие блага оно доставило ему. Изучив закон, убедился я, говорит он, что если кто хочет истинно жить, то ему нельзя иначе сего достигнуть, как сообразуясь с законом Божиим, выражающим волю Божию о нас. Посмотри: на небе невидимом и на небе видимом, и на земле, и во всех явлениях ее, – все покорствует воле Божией. Если хочешь жить среди тварей, так устроенных, то направляй себя и ты по воле Божией; иначе будешь затерт таким общим движением, если пойдешь наперекор ей (стихи [[old:ps:118:089|89 – 91]]). Я так положил себе действовать, и вот что получил: при всех смирительных обстоятельствах, не погиб (стих [[old:ps:118:092|92]]); действуя по оправданиям Божиим, я ожил (стих [[old:ps:118:093|93]]); взыскав их, присвоился Богу и чувствую себя спасенным (стих [[old:ps:118:094|94]]); враги расставляли мне сети, но погибели моей не устроили, потому что уразумение свидений Божиих научило меня разгадывать их козни и миновать их (стих [[old:ps:118:095|95]]); наконец, вступив на путь воли Божией, я чувствую, что вышел на простор и свободу, вступил в область, которой нет предела (стих [[old:ps:118:096|96]]). Приступая к объяснению сего восьмистишия, святой //Амвросий// молится так: «Прииди, Господи Иисусе, отверзи нам дверь сего пророческого учения, так как она для многих затворена, хотя с первого раза и представляется отверстою». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих** Пророк слово свое украсил смиренномудрием; потому что, не как воздаяния за правду, просил жизни, но умолял о том, чтобы приять ее как дар милости, обещаясь хранить свидения Божии. ===== Евфимий Зигабен ===== **По милости Твоей живи мя; и сохраню свидения уст Твоих** Оживотвори меня, Господи, присовокупляет, по милости Твоей, поскольку Ты милостив, чтобы жить при помощи (милости) Твоей и сохранить свидетельства уст Твоих, которые Ты внушил Моисею, а он написал их. //Феодорита//: Смиренномудрием украсил сие слово; ибо просит воздаяния жизнью не за правду, но умоляет о даровании оной по милости, обещаясь сохранять свидетельства Божии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **По милости Твоей живи мя; и сохраню свидения уст Твоих** См. Толкование на [[old:ps:118:087#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:87]] [<10>]