[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:89 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Во век, Господи, Слово Твое пребывает на небеси** Преспевая более и более, касается высших догматов, упоминает о вечном Слове Отчем, и едва не говорит: //в начале бе Слово// ([[new:in:01:01|Ин. 1,1]]); рассуждая же об устроении вселенной, всю тварь ясно называет служебною Ему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси** Для Тебя, говорит, Владыка, все легко и возможно. Повелением Твоим пребывает неподвижным свод небес. То же говорил псалмопе­вец и в сто сорок восьмом псалме: //"поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно»// [[old:ps:148:06|(Пс.148:6)]]. Итак, самое небо пребывает так, как оно создано Тобою, Владыка, а обитающие на нем ангелы соблюдают божественный закон, и чужды всякого преступления, потому что исполняют Твое слово по своей силе и кре­пости. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси** В стихах 89 – 91 изображает пророк, как все в творениях покорствует воле Божией. В настоящем стихе говорит, что слово Бога живого непреложно исполняется на небе мысленном и вещественном; в следующем скажет, что и на земле все пребывает потому, что так устроил Бог по премудрой воле Своей; а потом прибавит, что все явления на земле, от великих до малых, каково, например, преемство дней и ночей, все совершается по воле Божией, чтобы из всего того вывесть: //яко всяческая работна Тебе.// //Во век, Господи, слово Твое пребывает:// Какое слово? – То, которое изречено Богом, когда Он творил мир. Рече Бог: да будет свет – и бысть; рече Бог: да будет твердь – и бысть; рече Бог: да будет солнце, луна и звезды – и явились. И все, к чему тогда изречено: //бысть//, так то и пребывает. Воля Божия о бытии мира осуществилась бытием его; но и пребывает он потому, что пребыванием своим осуществляет волю Божию о своем пребывании. Хочет Бог, чтобы все пребывало, – и пребывает, и притом пребывает так, как Ему угодно. Слово Божие, Совет Божий и определения Его неизменны. Во век тоже значит, что «испокон века», с самого то есть начала бытия вселенной. Но оно может означать и весь век сей, с начала бытия до преставления света, после коего явится //новое небо//. Потому-то и не сказано: во век века, или во веки веков, а только во век. Так объясняют слово святой //Иларий//, //Анфим// и проч. Во весь период настоящего образа бытия мира, как начало все быть на небе, так и пребывает и пребудет до скончания века. Блаженный //Феодорит// пишет: «Тебе, Владыко, говорит пророк, все удобно и возможно, потому что повеление Твое хранят неподвижные своды небес». То же сказал он и в псалме [[old:ps:148:06|148]]-м: //постави я в век: повеления положи, и не мимоидет.// Святой //Амвросий// делает из этого такой вывод: «Видишь, и в тебе должно пребывать то, что пребывает на небеси. Храни же слово Божие в сердце твоем, и храни так, чтоб оно не забывалось. Храни закон Божий и поучайся в нем. Если хочешь познать силу пророческого речения, вознесись от видимого к мысленному и бери из него нравственные уроки. Если слово Божие пребывает на небеси, будем подражать небу, где оно пребывает. С неба возьми пример для своей жизни. Есть ли какое-либо нарушение закона в солнце? Не всегда ли оно соблюдает обычный бег свой? И луна не всегда ли в одинаковом порядке умаляет или увеличивает диск свой? И звезд соотношение и движение (видимое) по небу не всегда ли одинаково? Так все на небе хранит свой закон и пребывает в своем чине. Так неизменно да пребывает и в тебе слово Божие, определяющее образ действования твоего». Когда пророк говорит, что слово Божие пребывает на небеси, то прямо разумеет видимое небо; но при размышлении ничто не мешает от видимого неба вознестись и к невидимому – сонмам ангелов и святых. «Этим же изречением, говорит блаженный //Феодорит//, пророк дает разуметь и то, что сонмы ангелов, обитающие на небе, хранят закон Божий и свободны от всякого преткновения». К подобной мысли приходят и святой //Амвросий//, святой //Иларий//, //Анфим//, //Зигабен//. Впрочем, и на этом небе показался было нарушитель воли Божией, но он скоро свержен был оттуда со всеми, кого успел увлечь; и теперь умное небо пребывает чисто, светлеясь в ангелах словом Божиим, пребывающим и составляющим неизменную норму всех их движений, и внутренних, и внешних. Воля Божия там исполняется в таком совершенстве, что Господь поставил нам в заповедь всегда молиться, да будет она и в нас так же, как и на небе ангельском. Останавливаясь на этой мысли, святой //Амвросий// побуждает нас к ревнованию устроить и на земле подобное же небо. Как же это? – А вот как: слушай, говорит он, что пишет апостол: //якоже облекохомся во образ перстнаго, тако да облечемся и во образ небеснаго.// Вот и небо! Такие люди имеют полное дерзновение говорить: //наше жительство на небесех есть,// ибо тут качествуют вера, воздержание, отрешение от всего, – жизнь небесная. Как землею назван тот, кто отпал от небесной благодати чрез нарушение заповеди и стал связанным земными страстями, так справедливо небом назвать того, кто отрешением от всего земного ревнует ангельскому житию. Небо там, где присущи небесные добродетели, хотя бы это было и на земле. //Небо Мне престол,// говорит Господь у пророка. Это не вещественное, полагаю, небо, а скорее то, в которое входит Христос и в котором вечеряет Он, постучанием раздражив наперед любовное желание принять Его. И не один Он входит, но с Отцем, как Сам сказал: //Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим.// Продолжая то же наведение, святой //Иларий// говорит: «Когда сказал пророк, что слово Божие пребывает на небе, то есть в мире ангельском, не следует думать, что его нет уже на земле, то есть в сердцах разумных тварей. Из нас (крещеных) нет никого, кто бы лишен был дара небесной благодати и кто не имел бы пребывающего в себе слова Божия, когда трезвится, со всеми живет мирно, воздерживается, милосердствует, вообще, когда покорствует заповедям Божиим, исполняя возлагаемые ими на нас дела. В тех слово Божие пребывает как на небе, в которых оно не нарушается ни гневом, ни похотию, ни лукавством, ни человекоугодием». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Во век Господи слово Твое пребывает на небеси** Тебе, Владыка, говорит Пророк, все удобно и возможно: потому что повеление Твое хранят неподвижные своды небес. Тоже сказал он и в псалме сто сорок осьмом: //«постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимоидет»// ([[old:ps:146:06|Пс.148:6]]). А вместе с сим дает разуметь, что сонмы Ангелов, обитающие на небе, хранят Божий закон и свободны от всякаго преступления. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 89-90 **Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя; основал ecи землю, и пребывает** Всегда, говорит, повеление Твое, Господи, непоколебимо пребывает на небе, касательно, то есть, порядка: оно то сохраняет и содержите небо в том порядки, в котором оно создано в начале. И самая истина Твоего повеления имеет свойства истины во всяком роди, без изменения того порядка, который назначен и дан ему в закон в начале. Ты, сказано, основал землю, и пребывает неподвижною, как заповедано ей Тобою. По словам //Афанасия//, //Василя// и// Кирилла//, слово здесь не есть слово прекращающееся, но, по словам псалмопевца, пребывающее во век, и мне кажется, пророк, как говорит //Феодор//, касается высших предметов. Знаю, говорит, что Твое Слово, которым Ты сотворил все, находящееся горе и на небе, пребывает во век веки. Посему он упоминает о присносущном Слове Отца, бывшем в начале и об устроении всего; и явно называет всю тварь работающею Ему. Слова //Феодорита//, согласные с //Афанасиевыми//, показывают, что Ангельские соборы, обитающие на небе, сохраняют Божественный закон, и чужды всякого преступления. //Оригена//: Если хочешь точнее рассмотреть сказанное здесь пророком, то исследуй все небесное и земное. Солнце с своим светом не делает никакого преступления, но ненарушимо сохраняет течение свое. Воззри и на пути, порядок и изменения луны; после сего взойди и к прочим звездам и к прочей твари и ты найдешь, что все управляется словом Творца. //Дидим//: Хорошо сказал: во век, а не во век века. Ибо после сего века небо и земля прейдут. А родом и родом //Феодорит// и //Безименный// называют один иудейский, а другой—языческий. Ибо когда первый—иудейский род отвергнул истину, и сказал: возьми Его от земли, тогда сия истина от оного рода перешла к сему роду. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 89-96 **Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело** Двенадцатое осмистишие следует под буквою, или словом, //ламед// – «учить». «Учить» означает и то, чтобы других учить, и то, чтобы самому учиться, заучивать. К настоящему осмистишию приложимо только последнее значение. В нем говорится о поучении в законе Божием, т.е. – чтобы уразумевать волю Божию и сообразно с нею действовать. Изучив закон, говорит пророк, я убедился, что если кто хочет истинно жить, то ему нельзя иначе сего достигнуть, как сообразуясь с законом Божиим, выражающим волю Божию о нас. Посмотри на небе невидимом и на небе видимом, и на земле и во всех явлениях ее, – все покорствует воле Божией. Если хочешь жить среди тварей, так устроенных, то направляй себя и ты по воле Божией, иначе будешь затерт таким общим движением, если пойдешь наперекор ей [[old:ps:118:089|(ст. 89–91)]]. Я так положил себе действовать, и вот что получил: при всех смирительных обстоятельствах не погиб [[old:ps:118:092|(ст. 92)]]; действуя по оправданиям Божиим, я ожил [[old:ps:118:093|(ст. 93)]]; взыскав их, присвоился Богу, чувствуя себя спасенным [[old:ps:118:094|(ст. 94)]]; враги расставляли мне сети, но погибели моей не устроили, потому что уразумение свидений Божиих научило меня разгадывать их козни и миновать их [[old:ps:118:095|(ст. 95)]]; наконец, вступив на путь воли Божией, я чувствую, что вышел на простор и свободу, вступил в область, которой нет предела [[old:ps:118:096|(ст. 96)]]. Ст. 89–91 **Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе** В сих стихах пророк изображает, как все в творениях покорствует воле Божией: как, во-первых, **слово** Бога живаго непреложно исполняется **на небе** и мысленном, и вещественном; как, затем, и на земле оно же пребывает, потому что Бог устроил все по премудрой воле Своей, даже беспрерывная смена дней и ночей, – все совершается по воле Божией; и потом из всего этого выводит заключение: **яко всяческая работна Тебе. Во век, Господи, слово Твое пребывает**, – какое слово? То, которое изречено Богом, когда Он творил мир. «//Рече Бог: да будет свет, и бысть; рече Бог: да будет твердь, и бысть. Рече Бог: да будет солнце... луна и звезды//» [[old:gen:01:start|(Быт. 1)]], и явились. И все, к чему тогда изречено: //да будет//, – так то и было, так то и **пребывает**. Воля Божия о бытии мира осуществилась бытием его, но и **пребывает** он потому, что пребыванием своим осуществляет волю Божию о своем пребывании. Хочет Бог, чтобы все пребывало, – и **пребывает**, и при том пребывает так, как Ему угодно. **Слово** Божие, совет Божий и определения Его неизменны. **Во век** – то же значит, что «испокон века», с самого т.е. начала бытия до преставления света, после коего явится новое небо. Потому-то и не сказано: «во век века», или «во веки веков», а только – **во век**. Так объясняют это св. Иларий, Анфим и др. Когда пророк говорит, что **слово** Божие **пребывает на небеси**, то прямо разумеет видимое небо, но при размышлении ничто не мешает от видимого неба вознестись и к невидимому: сонмам ангелов и святых. Этим же изречением, говорит блж. Феодорит, «пророк дает разуметь и то, что сонмы ангелов, обитающие на небе, хранят закон Божий и свободны от всякого преступления» [6, с. 591]. К подобной мысли приходят и св. Амвросий, св. Иларий, Анфим и др. Впрочем, и на этом небе показался было нарушитель воли Божией, но он скоро свержен был оттуда со всеми, кого успел увлечь, и теперь умное небо пребывает чисто, светлеясь в ангелах словом Божиим. Изречениями следующего [[old:ps:118:090|(90-го)]] стиха пророк как бы выясняет сказанное в предыдущем и последующем стихах. Указав неизменность воли Божией, выраженной в слове Его, касательно небесного миробытия, он указывает ту же неизменность и относительно земли: **основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день**. Так это в мире вещественном, но не иначе деется и в мире нравственном, и здесь – **в род и род пребывает истина** Божия. Таким образом пророк учит, что как в мире видимом неизменны положенные Богом законы бытия, так и в мире нравственном **в род и род пребывает истина** Божия. Какая же это истина? Во-первых, та, о которой всем **поведают небеса**, что есть Бог, Творец, Вседержитель, Промыслитель и Судия вселенной, Которому разумные твари должны угождать верным следованием законам, положенным в совести. Эта истина всеми исповедуется, во всяком роде и роде она заправляет, главным образом, жизнию народов, и нет силы, которая могла бы заглушить голос ее. Она **пребывает в род и род** и пребудет во все роды и веки веков. Особенно же та истина, которая сообщена людям чрез откровение. Бог открывал волю свою Адаму, Ною, патриархам-родоначальникам избранного народа, особенно же Моисею на Синае. Но и после него не переставал Он вразумлять народ Свой чрез святых мужей, которым являлся Сам или посылал к ним ангелов Своих. И наконец, та истина, что имел прийти Избавитель и спасти род человеческий. Эта истина составляла душу всех откровений и всех учреждений Божиих в народе своем. Ее принял св. Давид от предшествовавших родов и передал последующим, живописуя в богодухновенных псалмах своих имеющего прийти Избавителя так, как бы видел Его воочию. **В род и род** была исповедуема эта истина до св. Давида, а он провидел, что ее будут исповедовать и в последующие века также **в род и род**. Всякий род приемлет эту истину от предшествовавшего, передает последующему и, исповедовав, что она пребывала до него в роде и роде, ручается за то, что она пребудет неизменно и во все роды после него. Для пророка эта истина была только чаемая, для нас же она совершившийся факт. Но, вместе с тем, как скоро она совершилась, то уже перестала быть достоянием одного народа Божия, а сделалась достоянием всех народов. И однажды утвердившись в одном известном народе, она уже пребывает из рода в род, и пребудет во все роды, во веки веков. Бог основал землю, назначив ей место в цепи планет солнечной системы и установив отношения ее к солнцу, луне и другим телам, и, как Он установил, так все это и пребывает доселе, и пребудет, пока угодно Богу, чтобы пребывало так. И на самой земле все основал Бог. «Земле, – говорит блж. Феодорит, – дал Ты долговечность, и она пребывает, как повелел Ты. День отделил Ты от ночи, и идут они по законам Твоим» [6, с. 592]. **Яко всяческая работна Тебе**. Это вывод из всего сказанного и подтверждение того. Все рабски покорствует Богу, да иначе и быть тому нельзя. Творец есть и Вседержитель, и держимое держит как Ему благоугодно. Когда говорит пророк: **всяческая работна** Богу, то не исключает ничего. Облако движется и несет дождь туда, куда Бог повелевает, чтоб одни поля оросить, а другие оставить палящему зною солнца. Буря несется, куда Бог ее направляет, огонь воспламеняется, и иногда поедает град и села, потому что так повелел ему Бог. И ничто не бывает случайно, все движется по законам милости Божией и Правды, премудро и целесообразно. Так и на небе, и на земле все покорствует Богу, но покорствует потому, что не может не покорствовать, не имея свободы. Одни разумные твари получили свободу, и среди общего рабства тварей ходят независимо, как цари, не стесняясь узами неизменных законов. Бог и им дал законы, и начертал их в сердце их, но свободы их не связал, а оставил им на произвол – исполнять их или не исполнять, предупредив только, что если будут исполнять, то будут блаженны, а если нет, то будут страдать. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]