[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:90 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает** **В род и род истина Твоя.** Два суть рода приявших истину Божию: иудейский народ, имеющий у себя Закон и пророков, и Церковь. Поэтому, истина Божия не в роды, но в род первый и в род второй. Прочее же народы пребывают в заблуждении. Но когда род первый отринул истину, и сказал: //возми, возми от земли такового// ([[new:act:22:22|Деян. 22,22]]); тогда истина от рода первого перешла к роду второму. **Основал еси землю, и пребывает.** Сею же истиною основана земля. Ибо на сем краеугольном Камне, положенном в основание, назидаются все, спасаемые на земле. Поэтому и пребывает земля, имея несокрушимую опору и надежное основание. Сия-то истина, просветив землю, сотворила день, когда воссиял на ней Бог. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает** Некогда был дан закон израильтянам: они являются пер­вым родом, первым поколением; а потом нам, язычникам, был дан закон евангельский. Он-то и есть истина. Ее сохранил Ты и для рода иудейского, и для другого, явившегося вслед за тем; это говорит он о народе из язычников, получившем спасение чрез Спасителя нашего Христа. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает** После указания неотступности неба от велений Божиих следовало бы указывать неотступность от тех же велений и земли; но пророк вставляет в среду одно крайне знаменательное изречение:// в род и род истина Твоя.// С какою мыслию? Можно слова эти поставлять в соотношение с предыдущим стихом: против //во век// станет –// в род и род, а истина Твоя// будет стоять против – //слово Твое.// В таком случае они будут служить объяснением того стиха. И //истина Твоя// будет означать те же непреложные законы бытия неба, какие выражаются и словом: //слово Твое//... Смотрю на небо, и оно внушает мне, что слово Твое вовек пребывает; то же видел и предшествующий нам род, и запредшествующий. Из рода в род переходит истина непреложности учрежденных Тобою порядков на небе. Но можно полагать, что в словах этих содержится нравственное приложение всего сказанного в первых трех стихах этого восьмистишия ([[old:ps:118:089|89 – 91]]) о неизменности порядков мира физического. Указал он эту неизменность на небе, укажет и на земле: //основал еси землю и пребывает. Учинением Твоим пребывает день.// Следовало бы потом приложить: так в мире вещественном, но не иначе деется и в мире нравственном; и здесь – в род и род пребывает истина Божия. Рассудил же пророк поместить это не в конце, а выше, чтоб эту, по высоте небесной, высокую истину не отдалять от указания неизменности порядков Божиих на небе. Таким образом, пророк учит, что как в мире видимом неизменны положенные Богом законы бытия, так и в мире нравственном в род и род пребывает истина Божия. Какая же это истина? – И та, о которой всем поведают небеса, что есть Бог, Творец, Вседержитель, Промыслитель и Судия вселенной, Которому разумные твари должны угождать верным следованием законам, положенным в совести. Эта истина всеми исповедуется; во всяком роде и роде она заправляет главным образом жизнию народов, и нет силы, которая могла бы заглушить голос ее. Она пребывает в род и род и пребудет во все роды и веки веков. И особенно та истина, которая сообщена людям чрез Откровение. Бог открывал волю Свою Адаму, Ною, патриархам родоначальникам избранного народа, особенно же Моисею на Синае. Но и после него не переставал Он вразумлять народ Свой чрез святых мужей, которым являлся Сам или посылал к ним ангелов Своих. Пророк Давид и сам на себе пытал такие откровения. Но эти откровения нередко касались частных случаев. Какая же истина из откровенных пребывает в род и род? – Та, что имел прийти Избавитель и спасти род наш. Эта истина составляла душу всех откровений и всех учреждений Божиих в народе Своем. Ее принял святой Давид от предшествовавших родов и передал последующим, живописуя в богодухновенных псалмах своих имеющего прийти Избавителя так, как бы видел Его воочию. В род и род исповедуема была эта истина до святого Давида; а он провидел, что ее будут исповедовать и в последующие века также в род и род. Всякий род приемлет эту истину от предшествовавшего, передает последующему и, исповедав, что она пребывала до него в роде и роде, ручается за то, что она пребудет неизменно и во все роды после него. И нет силы, которая могла бы пресечь шествие этой истины из рода в род. Для пророка эта истина была только чаемая, для нас же она – совершившийся факт. Но вместе с тем как скоро она совершилась, то уже перестала быть достоянием одного народа Божия, а сделалась достоянием всех народов. И, однажды утвердившись в одном известном народе, она уже пребывает из рода в род и пребудет во все роды во веки веков. Наши толковники при этом изречении пророка преимущественно останавливаются на переходе богооткровенной истины от одного народа в достояние всех других народов. Так, блаженный //Феодорит// пишет: //«В род и род истина Твоя.// Ее сохранил Ты иудейскому роду и другому, наставшему после него. Разумеем же народ из язычников, улучивший спасение от Спасителя нашего Иисуса Христа». Святой //Афанасий// говорит: «Два суть рода приявших истину Божию: иудейский народ, у которого есть закон и пророки, и Церковь. Посему истина Божия не в роды, но в род первый и в род второй. Прочие же народы пребывают в заблуждении. Но когда род первый отринул истину и сказал: //возми, возми от земли таковаго//; тогда истина от рода первого перешла к роду второму». «Итак, заключает святой //Амвросий//, во всех народах царствует ложь; истина только в Церкви, ибо все верующие составляют один род. Церковь всех объединяет, и она одна обладает истиною». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 90-91 **В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе** Хвалю тебя, светлостью жизни превосходящую луну, и более того – смиренномудрствующую. Ибо всего удивительнее в земном теле видеть такую душу, которая ведет жизнь бесплотных Ангелов. Подобно сему, слышал я некогда сказанное в Писании, а именно: **«основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день»** [[old:ps:118:090|(Пс. 118:90]][[old:ps:118:091|-91)]]. Ибо под **«днем»**, говорили мне, разуметь нам должно светозарное девство, вмещающееся в смертной плоти и основанное десницею Вышнего. Но молись обо мне, непорочная невеста Царя Христа, долгим временем, неутомимыми трудами, скромностью нравов, бдениями, невысыхающими слезами и тысячами других преуспеяний приобретшая неизреченное дерзновение пред невидимым, Пречистым и Святым Женихом. **//Письма на разные темы. Деве Анастасии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 90-91 **В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе** **«В род и род истина Твоя».** Ея сохранил Ты иудейскому роду, и другому после него наставшему. Разумеет же народ из язычников, улучивший спасение от Спасителя нашего Иисуса Христа. **«Основал еси землю, и пребывает». «Учинением Твоим пребывает день».** Земле дал Ты долговечность, и она пребывает, как повелел Ты. День отделил Ты от ночи, и идут они по законам Твоим. **«Яко всяческая работа Тебе».** Все Тебе служит и повинуется Твоим мановениям; потому что Ты – Создатель всяческих. ===== Евфимий Зигабен ===== **В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает** См. Толкование на [[old:ps:118:089#evfimij_zigaben|Пс. 118:89]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает** См. Толкование на [[old:ps:118:089#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:89]] [<10>]