[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:92 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** От приражения лукавых помыслов и нападения на меня сопротивных сил погиб бы я, если бы Закон Твой не стал для меня опорою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 92-93 **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** Всякий из благо­честивых, подвергшись несчастию, мог бы сказать это: и Иосиф, из­бежавший рабства, прелюбодеяния и клеветы, и Даниил, когда ему запрещено было молиться, и три отрока, когда их принуждали покло­ниться изображению, и победоносные мученики, потерпевшие всевозмож­ные виды мучений. Справедливо говорит это и блаженный Давид, изгнанный Саулом и принужденный жить среди иноплеменных и враждебных людей. Он вошел бы в общение с нечестием, если бы не продолжал везде поучаться божественным законам. Потому и прибавляет **«во век не забуду оправданий Твоих, ибо ими Ты оживил меня"**. Вот блаженный человек, который с полной истин­ностью обращает к Богу такие слова и оправданиями Его живет в этом мире! Конечно, грешник, преступая заповеди Божии, не может сказать: **«во век не забуду оправданий Твоих, ибо ими Ты оживил меня"**, а пророк по опыту говорит, что оправдания Твои дают жизнь и память о них не изгладится у меня. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** Изъяснив, как все в мире работно Господу Богу, пророк умалчивает о том, что вследствие такого положения дел и он положил твердое намерение всегда ходить в воле Божией, – умалчивает потому, что это уж неизбежное дело для всякого, у кого есть разум, а говорит только о том, какие благие от того были для него последствия. Первое то, что в смирительных обстоятельствах только поучение в законе Божием избавило его от пагубы. Мы видим, что пророк Давид с детства прилеплялся всем сердцем к Богу и всячески старался угождать Ему. За то и избран в цари народа избранного и по одолении Голиафа пошел счастливыми путем к возвышению. Вот уже он зять Саула; но враг возбудил в тесте зависть к нему, и Давид принужден был бежать из царских чертогов и скитаться среди ежеминутных опасений за свою жизнь. Один Бог хранил его в этих обстоятельствах. Пророк осязательно видел это и не переставал исповедать то, когда возвратились к нему счастливые дни. За что же Бог являл ему такую милость? – За то, что он пребывал верен Ему и ни в чем не позволял себе отступать от сознанной воли Божией. Что с ним ни случалось, он смотрел не на то, чтобы было так, как бы ему самому хотелось или как бы сделать выгоднее и лучше, а на то, чего хотел от него Бог в том или другом случае; смотрел он в закон и в нем поучался, какой предлежит ему избрать путь, так чтобы это было благоугодно Богу. Чего бы лучше и сподручнее, как умертвить Саула, когда он лежал пред ним без защиты? Но ему и на мысль не приходило это, потому что лицо помазанника Божия считал он неприкосновенным. Страх Божий, всегда присущий сердцу его, удерживал его от злых не только дел, но и помышлений. А поелику он всегда был так настроен и имел всегдашнее удостоверение в своей совести, что не нарушал воли Божией в угодность себе, то сердце его полно было упованием на Бога, а такое крепкое упование всегда привлекает милость Божию и покров Его. Воспоминая об этом, он исповедует теперь, что тогда, в смирительных обстоятельствах, погиб бы непременно, если бы закон Божий не был наставником, которому он во всем следовал. Не будь этого – не было бы и покрова Божия над ним; а над кем нет покрова Божия, того подавляет злоба людская и козни исконного врага нашего спасения. Так спасались от пагубы и все праведные. Что помогло Иосифу не затеряться в Египте и не пропасть без вести? – То, что он учился из закона Божия, как вести себя в нежданных и негаданных обстоятельствах жизни своей. Страх Божий был причиною того, что он сохранил целомудрие, а отсюда пошли уже и все милости Божии. Что спасло отроков в Вавилоне? – То, что, поучаясь в законе Божием, они имели его единственным руководителем, как действовать среди неверных, в руках которых была жизнь их. Отсюда мудрость их и спасение даже в пещи огненной. Что раньше всех их спасло Иова в крайне крутом перевороте жизни его? – То, что он всегда поучался в законе Бога своего и пребыл ему верным, несмотря на всякие соблазны. Блаженный //Феодорит// пишет: «Это можно сказать всякому из благочестивых, впадающему в бедствия: и Иосифу, избегшему рабства, прелюбодеяния и клеветы, и Даниилу, получившему запрещение молиться, и трем отрокам, принуждаемым поклониться истукану, и победоносным мученикам, претерпевшим все роды казней. Так имел право говорить и Давид, изгнанный Саулом и принужденный жить с иноплеменниками и с людьми злочестивыми. Может быть, и он приобщился бы нечестию их, если бы не поучался непрестанно в Божием законе». То же может исповедать и всякий подвижник, когда минует его буря страстей и сильные смущения от бесов. Блюдет его от падений страх Божий и непоколебимая верность закону Божию. Потому-то по миновании искушения и они всегда от сердца говорят словами святого //Афанасия Великого//: «От приражения лукавых помыслов и нападения сопротивных сил погиб бы я, если бы закон Твой не стал для меня опорою». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** См. Толкование на [[old:ps:118:105#prp_serafim_sarovskij|Пс. 118:105]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Яко аще бы не закон твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** Ты сам испытал животворность оправданий Господних: не забывай же их во всю жизнь. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** Сие можно сказать всякому из благочестивых, впадающему в бедствия: и Иосифу, избегшему рабства, прелюбодеяния и клеветы, и Даниилу, получившему запрещение молиться, и трем отрокам, принуждаемым кланяться истукану, и победоносным мученикам, претерпевшим все роды казней. Справедливо же говорил сие блаженный Давид, изгнанный Саулом и принужденный жить с иноплеменниками и с людьми злочестивыми. Он приобщился бы к нечестию их, если бы не поучался непрестанно Божиим законам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем** Если бы, продолжает, и я не был освобожден от искушений за то, что я постоянно упражнялся в законе Твоем, то, без сомнения, я умер бы от смирения, т. е. от страдания, которому я подвергся во время нападения на меня сильных искушений. //Златословесного// с //Феодоритом//: Это мог говорить всякий благочестивый во время приключения ему бедствий, и Иосиф, избежавши рабства, любодейства и клеветы, и Даниил, когда ему запрещено было молиться, и победоносные мученики, перенесшие различные роды наказаний. Без сомнения и блаженный Давид сказал сие, когда изгнан был Саулом и принужден был жить у иноплеменников и врагов; ибо он сделался участником в нечестии, если бы, скитаясь, не упражнялся в божественном законе. //Аполлинария//: Время искушений и бедствий называется смирением. Итак, блаженному мужу свойственно находиться в смирении и не погибать. Например, меня постигло искушение —свидетельство (мученичества): если закон Божии до моего падения был постоянным моим занятием, то пришедши в смирение и подвергшись искушению мученичества, я не погибну. Так прилично говорит и при всяком искушении: ибо, во время брани со мною злых помыслов и враждебных сил, я погиб бы, если бы Твой закон не был для меня подкреплением. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 92–93 **Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** Положив твердое намерение всегда ходить в воле Божией, пророк говорит далее о тех благих последствиях, какие произошли для него от следования по пути **оправданий** Господних. И первое из них то, что в смирительных обстоятельствах только **поучение в законе** Божием избавило его от погибели, угрожавшей ему со стороны врагов. Мы видим, что пророк Давид (допустим, что это был он) с детства прилеплялся всем сердцем к Богу и всячески старался угождать Ему. За то и избран в цари народа избранного, и по одолении Голиафа, пошел счастливым путем к возвышению. Вот уже он зять Саула, но враг возбудил в тесте зависть к нему, и Давид принужден был бежать из царских чертогов и скитаться среди ежеминутных опасений за свою жизнь. Один Бог хранил его в этих обстоятельствах. За что же Бог являл ему такую милость? За то, что он пребывал верен Ему и ни в чем не позволял себе отступать от сознанной воли Божией. Что с ним ни случалось, – он смотрел не на то, что было так, как бы ему самому хотелось, или как бы сделать выгоднее и лучше, а на то, чего хотел от него Бог в том или другом случае. Не будь этого, – не было бы и покрова Божия над ним, а над кем нет покрова Божия, того подавляет злоба людская и козни исконного врага нашего спасения. Вот почему он и говорит: **аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем**. То же может исповедать и всякий подвижник, когда минует его буря страстей и сильные смущения от бесов. Блюдет его от падений страх Божий и непоколебимая верность закону Божию. Потому-то, по миновании искушения, и они всегда от сердца говорят словами св. Афанасия Великого: «От приражения лукавых помыслов и нападения сопротивных сил погиб бы я, если бы закон Твой не стал для меня опорою» [3, с. 380]. Признав спасительные последствия от поучения в законе Божием и от верности ему, далее говорит о своей решимости вследствие того: так как Ты соблюл живот мой (**оживил мя еси**), оставил в живых за то, что я поучался в законе Твоем и следовал ему во всем, то и вперед я никогда не забуду оправданий Твоих, следуя коим, человек является правым пред Тобою. «Дознав опытом, – поясняет блж. Феодорит, – что оправдания Твои дают жизнь, я сохраню неизгладимое памятование о них» [6, с. 591–592]. **Не забуду**, не памятию только и помышлением, а делом и жизнию, не забуду, то есть ходить в них, исполнять их. Опыты благих последствий от исполнения заповедей и оправданий Божиих воодушевляют решимостию навсегда (во век) оставаться верными им. С этим сладостным оживлением, которое дает жизнь по воле Божией, ничто не может сравниться. «Желая навсегда оставаться в таком оживлении, я уж не хочу ничего знать, кроме оправданий Твоих». //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:089#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:89]] [<10>]