[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:93 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** На Твои, говорит, буду взирать законы; потому что в них обрету жизнь, как и сказал Ты мне, что //сотворивый та человек жив будет в них// ([[old:lev:18:05|Лев. 18,5]]). Поэтому, жив один праведник, хотя по видимому и умирает он; а неправедные мертвы, хотя по видимости и живы; потому что первые в самих себе имеют основу жизни — правду; а последние, не имея таковой, подобны неодушевленным вещам, которые не сами собою, но отвне приводятся в движение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** См. Толкование на [[old:ps:118:092#svt_ioann_zlatoust|Пс. 118:92]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** Прежде пророк сказал о том, что спасительного испытал он от поучения в законе Божием и от верности ему; теперь говорит о своей решимости вследствие того: так как Ты соблюл живот мой, //оживил мя еси,// оставил в живых за то, что я поучался в законе Твоем и следовал ему во всем, то и вперед я никогда не забуду оправданий Твоих, следуя коим, человек является правым пред Тобою. «Дознав опытом, поясняет блаженный //Феодорит//, что оправдания Твои дают жизнь, я сохраню неизгладимое памятование о них». Не забуду, не памятию только и помышлением, а делом и жизнию, – не забуду то есть ходить в них, исполнять их. Опыты благих последствий от исполнения заповедей и оправданий Божиих воодушевляют решимостию навсегда оставаться верными им. С этим сладостным оживлением, которое дает жизнь по воле Божией, ничто не может сравниться. Желая оставаться навсегда в таком оживлении, я уж не хочу ничего знать, кроме оправданий Твоих. «Как оздоровевший, говорит //Дидим// у //Зигабена//, от какой-либо тяжкой болезни при пособии известных лекарств не забывает никогда про них, так и пророк, будучи оживлен Богом в оправданиях, какие имел от Него, говорит, что вовек не забудет их, выставляя побуждением к тому оживление свое в них». Слово пророка указывает не на одно сохранение жизни телесной, ради верности оправданиям Божиим, но более того – на оживление души, которое всегда бывает в силе, хотя бы и не последовало сохранения жизни. Потому-то и говорит он: //яко в них оживил мя еси.// Это то же, что сказать: я чувствую в себе жизнь, которая качествует во мне чрез посредство оправданий Твоих. И действительно, где нет обличений совести, где нет предпочтения себеугодия богоугождению, несмотря на сопровождающие такой образ жизни произвольные и непроизвольные лишения, там только и есть настоящая жизнь; и, как настоящая, она не может не намащать души елеем радования, проникая все составы ее и всюду оставляя следы довольства и умиротворения. Посему святой //Афанасий// и пишет касательно этого места: «Буду взирать на Твои законы, потому что в них обретаю жизнь, как и сказал Ты мне, что// сотворивый та человек жив будет в них//. Следовательно, жив один праведник, хотя, по-видимому, и умирает; а неправедные – мертвы, хотя и кажутся живыми, потому что первые в себе самих имеют основу жизни – правду, а последние, не имея этой основы, подобны неодушевленным вещам, которые не сами собою, а отвне приводятся в движение». Таким образом, можно сказать, что если иные бывают неверны заповедям Божиим, то потому, что не успели испытать, сколь животворно действует на душу исполнение их. Испытать же не допускает их неверие: не верят, что так есть, и не делают опытов самоотверженного исполнения заповедей; тогда как противоположная тому жизнь представляется им предлагающею испытанные удовольствия, хоть удовольствия эти всегда отзываются горечью. Надобно поверить и вступить на путь заповедей. Сладость жизни по заповедям не тотчас дается вкусить для того собственно, чтобы посредством сего испытать веру и дать ей окрепнуть. Но она есть и ожидается теми, кои вступили на этот путь. Когда испытание пройдет, тогда дается ощутить и сладость жизни такой, как свидетельство того, что началось оживление души под благотворным действием верности заповедям, и чем дальше, тем ощутительнее это оживление. Наконец, вселяется в сердце и полнота жизни. Это уж тогда, когда приходит Господь со Отцем и Святым Духом и творит себе обитель в душе, ради долгой, постоянной и терпеливой ее верности заповедям. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси** Дознав опытом, что Твои оправдания дают жизнь, соблюду неизгладимое о них памятование. ===== Евфимий Зигабен ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecи** Во весь, прибавляет, настоящий век я не забуду заповедей Твоих, Господи, поелику Ты по причине оных оживотворил меня угнетенного искушениями. И я освободился от искушений за то, что постоянно упражнялся в Твоем божественном законе //Златословесного//: Счастлив тот, кто возносит глас сей с истиною к Богу, и живет в мире сем оправданиями Его. Ибо грешник не может сказать: во век не забуду оправданий Твоих, как преступник заповедей Божиих. //Феодорита//: Пророк, наученный опытом, говорит, что Твои оправдания рождают жизнь, и я сохраню память о них незабвенною. //Дидима//: Как тот, кто получил выздоровление от великой болезни врачебными какими-либо пособиями, не забывает сих врачебных средств: так и сей святой, будучи оживотворен Богом посредством полученных от Него оправданий, говорит, что он во весь век не забудет оных, усвояя им то, что Бог ими оживил его, т.е. оживотворил, как сказано: человек, который сотворил их, жив будет ими, вместо: чрез них [[old:lev:18:05|(Лев. 18,5)]]. //Афанасия//: В Твоих словах я найду жизнь. Посему один только праведник живет, хотя бы, казалось, он и умер; а неправедные мертвы, хотя, по-видимому, и живут. Первые бытие жизни сами по себе имеют в правде; а неправедные, не имея оной, подобны бездушным, движущимся не собою, но внешнею силою. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecи** См. Толкование на [[old:ps:118:092#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:92]] [<10>]