[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:94 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках** **Твой есмь аз, спаси мя.** Подразумевается: Твой я раб, Твой я по благодати сын, Твой я служитель. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках** Различно можно понимать эти слова: **"я – Твой"**; например: я – твой раб, твой слуга, твой сын по благодати. Итак, кто уверен, что сохранил заповеди Божии, тот сам говорит: **"я – Твой, спаси меня»**. За что? **"Ибо я оправдания Твои взыскал»**. А те, которые творят дела врага Твоего, конечно, не ищут Твоих заповедей и не могут сказать: **"я – Твой, спаси меня»**. Значит, не все мы можем употребить это воскли­цание. Лжет раб греха, называя себя Божиим. //«Кто кем побежден, тот тому и раб»// [[new:2pet:02:19|(2Петр.2:19)]]. Итак, если, освобо­дившись от греха, предпочтем божественные законы, тогда можем воспользоваться этим воззванием. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках** Сам Бог присвояет Себе верно исполняющих волю Его, называя их Своими рабами, Своими верными слугами, друзьями, сынами и дщерями; и вступающие на путь заповедей чувствуют, что вступают как бы в некое свойство с Богом, становятся Своими Ему. Так бывает и между людьми: когда кто верно служит кому, то не считает себя чуждым ему и верует, что и тот, кому он служит, не считает его чужим себе. Так и в деле Божием. Это взаимоприсвоение составляет духовный союз Бога с верными душами и душ верных с Богом. Вот это-то родство с Богом и исповедует здесь святой пророк: я Твой, говорит он, потому что оправданий Твоих взысках; взыскал я оправданий Твоих, и стал Твой. Верую, что и Ты имеешь теперь меня Своим; спаси же меня, как Своего. //Твой аз, спаси мя!// «Твой я раб, говорит святой //Афанасий Великий//, Твой я по благодати сын, Твой я служитель». «Не все, прибавляет блаженный //Феодорит//, могут говорить так: кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим:// имже кто побежден бывает, сему и работен есть//. Посему, если мы, освободившись от греха, положим намерение следовать Божиим законам, то и мы можем говорить о себе словами пророка». О, какого великого дара, какого неизреченного преимущества лишает нас грех!.. //Божий// – такое звание дается исполнителям заповедей Божиих, и не звание только, но самое существенное свойство и родство с Богом! Кто посвящает себя на служение Богу, взыскав оправданий Его, того Бог, благодатию Святого Духа, претворяет в нового человека, и бывает он Божий, как рожденный от Бога. Что значат пред этим все титла и все преимущества земные!.. А между тем мало кто помышляет об этом, беззаботно предаваясь греху в самоугодии плоти, тогда как грех не только ничего не дает, но расточает даже и то, что человек имеет от щедродателя – Бога. От того-то мы и не имеем права говорить: //Твой есмь аз.// Какие же мы, в самом деле, Его, когда совесть громко говорит нам, что мы только и делаем, что творим плотоугодие в похоти? Увлекаясь преимуществом такого титла, иной, пожалуй, и рванулся бы сказать: «Твой я, Господи», – но восстают ближайшие его господа, которым он работает, и зажимают ему уста. «Приходит похоть, разъясняет эту мысль святой //Амвросий//, и говорит: мой ты, потому что плотоугодничаешь, ты продал себя мне за любовь к такой-то; я заплатила за тебя твоим падением с такой-то блудницею. Приходит любостяжание и говорит: мой ты; серебро и золото, которое ты имеешь, цена рабства твоего; то, чем ты владеешь, есть уплата за твое самовластие (с моей) и продажа свободы (с твоей стороны). Приходит роскошество и говорит: мой ты; однодневное пирование есть цена за всю жизнь твою; эти роскошные яства есть уплата за твою голову; я купило тебя за чаши вина, стяжало за дорогие блюда. Приходит честолюбие и говорит: мой ты; разве не знаешь, что за то я доставило тебе власть над другими, чтобы ты мне покорствовал? Ты раб мой за то, что я подчинило тебе других. Приходят и все другие пороки и страсти, и каждая из них говорит: мой ты, – и тот, кому говорят они это в правду, не смеет и языка поворотить против них. Как же такому осмелиться сказать Христу Господу: «Твой я»? – Нет, ответит Он тебе: //не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное//. Не всякий, говорящий Мне: «Твой я», есть Мой. Ты Мой, если только совесть твоя не обличает тебя в лживости слова твоего, если речи твоей не противоречат дела и помышления сердца твоего. Не отрицаю, что тот Мой, кто сам не отвергает сего или, лучше, кто отвергается сам себя. Не хочу иметь рабом того, кто рабствует многим господам; ибо как будет Моим тот, кто языком говорит: //Твой есмь аз,// а делами опровергает это и жизнию своею показывает, что предан диаволу? Не Мой тот, кого разжигает похоть, ибо у Меня чистота; не Мой тот, кого возмущает скородвижный гнев, потому что Я – кротость; не Мой тот, кто услаждается пиршествами, потому что у Меня строгая во всем воздержность. У Меня мир, и вздорливости Я не ведаю. Что Мне до того, о ком диавол может сказать: «Он мой; он передо мною преклонил выю свою, и я нахожу в нем много своего? Имя-то он носит Твое, а служит мне». Святой пророк Давид праведно сказал: //Твой есмь аз,// потому что всегда предан был Господу, //яко оправданий Твоих взысках,// то есть я ничего не искал чуждого Тебе, но всегда желал одного того, что Твое есть: //оправданий Твоих взысках//. Они – единственное достояние мое; а чрез них и Сам Ты – часть моя еси, Господи». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоихь взысках** Не все можем говорить это. Кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим. //«Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть»// ([[new:2pet:02:19|2Пет.2:19]]). Посему, если избавившись от греха, решились следовать Божиим законам; то можем и мы выразиться словами Пророка. ===== Евфимий Зигабен ===== **Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих **(тщательно)** взысках** В законе написано: человек, который сотворит их, жив будет ими [[old:lev:18:05|(Лев. 18,5)]]. Итак, поелику я, говорит, твой, Господи; то посему спаси меня от злоумышляющих на меня. Я Твой, поелику тщательно ищу Твоих оправданий и заповедей. По //Феодориту//: Не все можем употреблять сии слова: ибо раб грехa лжет, если называет себя Божиим: ибо кто кеем побежден, тот тому и раб. Итак, если, освободясь от оного, мы изберем божественные законы и будем поступать в мыслях, словах и действиях богоугодно, тогда можем сказать Богу: Твой я. Из чего это видно? Из того, что я соблюдаю Твои оправдания. Но таковой подвергается злоумышлениям грешников, от которых просит спасения. А выражение: Твой есмь, по словам //Евсевия// и //Афанасия//, можно понимать различно: может говорит и как раб владыке: Твой я, и как сын отцу, и как овца пастырю. Впрочем, во всех сих видах он умоляет Бога так: сохрани для себя твою принадлежность; ибо, по словам //Афанасия//, здесь подразумевается: я Твой раб, или сын, по благости, или служитель. Слова //Златоуста:// Если ты Божий, то делай дела Божии; воинствуй Ему одному, ищи прилежно оправданий Его; ничего не ищи житейского, или земного, ибо никто не может быть рабом двум господам: Богу и мамоне, никто не имеет дружбы со врагом и царем. Итак, будем только Божии, удалясь от дружбы с миром (ибо она вражда против Бога); и тогда смело можем сказать: Твой я, спаси меня. А Он, еще как ты будешь говорит сие, скажете: вот Я здесь. ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 94-95 **Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения твоя разумех** //Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя// - сии слова, по моему мнению, составляют один [[old:ps:118:094|94-й]] стих, хотя в Библии //мене ждаша грешницы...// относится к [[old:ps:118:095|95-му]]. Порядок нарушен от сильного чувства. Яснее в спокойном состоянии духа было бы сказано: меня ждут грешницы, желая моей погибели, но Ты спаси меня, потому что я Твой, Тебе предан и Тебе угождал, стараясь об исполнении Твоих оправданий. Пророк видит, что беззаконные ждут его на пути, который должен он совершить; приходит в ужас и, как испуганный младенец бросается к матери, не говоря причины своего испуга; так и святой обращается к Господу и, прежде нежели объясняет причину своего страха, просит спасения и выражает надежду свою на Господа: я Твой, спаси меня! Я верен Твоим оправданиям! Потом как бы слышит голос благодати, вопрошающей его: чего же он испугался и посему просит спасти его? И на сей голос отвечает: меня ждут грешницы - погубить меня! Так и мать спрашивает у испуганного дитяти: да что тебе сделалось, чего ты так испугался? И ежели мать не оставит младенца без помощи, то как же не надеяться на бесконечную любовь, что она спасет нас. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках** "Твой я" - только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 94-96 **Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения твоя разумех. Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело** Когда кто верно служит кому, то не считает себя чуждым ему, и верует, что и тот, кому он служит, не считает его чужим себе. Так это бывает между людьми. Так же точно и в наших отношениях к Богу. Сам Бог присвояет Себе верно исполняющих волю Его, называя их Своими рабами, Своими верными слугами, друзьями, сынами и дщерями. Это взаимоприсвоение составляет духовный союз Бога с верными душами и душ верных с Богом. Вот это-то родство с Богом и исповедует здесь св. пророк: я Твой, говорит он, потому что **оправданий Твоих взысках**; взыскал я оправданий Твоих и стал Твой. Верую, что и Ты имеешь теперь меня Своим, спаси же меня, как Своего. **Твой есмь аз, спаси мя!** «Твой я раб, – говорит св. Афанасий Великий, – Твой я по благодати сын, Твой я служитель» [3, е. 380]. «Не все, – прибавляет блж. Феодорит, – могут говорить так: кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим: «//Имже кто побежден бывает, сему и работен есть//» [[new:2pet:02:19|(2 Пет. 2:19)]]. Посему, если мы, освободившись от греха, положим намерение следовать Божиим законам, то и мы можем говорить о себе словами пророка» [6, с. 592]. Да, мог бы и каждый из нас сказать: «я Божий», если бы не было в нас греха. Сколь же великого дара, какого неизреченного преимущества лишает нас грех!.. Человек Божий – такое звание дается исполнителям заповедей Божиих, и не звание только, но самое существенное свойство и родство с Богом! Кто посвящает себя на служение Богу, взыскав оправданий Его, того Бог, благодатию Святого Духа, претворяет в нового человека, и бывает он Божий, как рожденный от Бога (см. [[new:in:01:13|Ин. 1:13]], [[new:in:03:05|3:5]]). Вот почему человек, преданный в рабство греху, не может говорить Богу: **Твой есмь аз**. Нет, ты не Мой, говорит Господь каждому из грешников. Как будет Моим тот, кто рабствует многим господам, кто говорит: я Твой, а делами и жизнию показывает, что предан диаволу? Не Мой тот, кого разжигает похоть, ибо у Меня чистота; не Мой тот, кого возмущает скородвижный гнев, потому что Я – кротость; не Мой тот, кто услаждается пиршествами, потому что у Меня строгая во всем воздержность. У Меня мир, и вздорливосгь Мне не причастна. Нет у Меня никакого общения с нечестивыми. Праведно признав себя рабом Божиим, и даже более близким к Богу, чем рабом, – человеком, находящимся под непосредственным покровительством Божиим, пророк выражает [[old:ps:118:095|(в ст. 95)]] уверенность, что ему не страшны все козни врагов, замышлявших и искавших его погибели, потому что он занят размышлением о **свидениях** Господних. **Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех**. Грешники, ненавидевшие меня, враги мои, составили засаду, чтоб я попался в их руки, дабы погубить меня. Но так как я ничего не знал и знать не хотел, кроме **свидений Твоих**, то благость Твоя, Господи, благоволила принять меня под Свой покров, и я избавлен был от рук их; **грешники ждали** благоприятного случая, и не дождались. Я и не знаю, как бы так говорит пророк, что там или здесь у них творится, но поелику я стараюсь всегда поступать только так, как внушают **свидения Твои**, то и прохожу безопасною дорогою и делаю тщетными покушения их. Св. Амвросий по сему случаю влагает в уста подвизающегося следующие слова: «Грешники расставляли мне сети, чтоб увлечь меня на грех, и заразою его погубить меня, но приманки греха не отвратили меня от созерцания предметов Божественного ведения и не отклонили внимания моего от углубления в заповеди Твои, Господи. В **свидениях Твоих** был я всем умом моим и только их **разумел**. Если бы я не был так предан им, то, может быть, грех и увлек бы меня, и я погиб бы, но «//се благодатию Твоею есмь, еже есмь//» [[new:1kor:15:10|(1 Кор. 15:10)]]. Углубляясь мыслию и разумением в **свидения** Божии, пророк доходит и до заповеди Божией [[old:ps:118:096|(ст. 96)]], и не находя ей предела, с удивлением говорит: **широка заповедь Твоя зело**. У всякого дела у самых великих предприятий и начинаний (человеческих) можно видеть начало и конец: **Всякия кончины видех конец**; «Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна» (пер. с евр.). Всякое начинание и дело занимает известный круг, в котором действует, и дальше которого влияние его не простирается. Заповедь же Божия безгранична и так широка, что и предела нельзя ей назначить. Степени восхождения, или совершенствования, в каждой отдельной заповеди не имеют конца. Каждая заповедь обязует к свойственной ей добродетели, но на какую высокую степень ни стань в какой-либо добродетели, никогда не можешь сказать: «довольно», потому что есть еще степень выше той, на которой ты стоишь. И какую кто ни возьми добродетель, последним пределом ее будет совершенное богоподобие. Почему и сказал Господь: «//Будите совершени, яко же Отец ваш Небесный совершен есть//» [[new:mf:05:48|(Мф. 5:48)]], и этим указал Он на обязанность созданных по образу Божию – стремиться к бесконечному совершенству во всякой добродетели. Вместе с тем, вступивший на путь заповедей вступает в область воли Божией, которая объемлет все сущее и бывающее. И этим выражается то же самое, что сказывается в первых трех стихах сего осмистишия, то есть, что все, и на небе, и на земле, покорствует воле Божией. Так как заповедь есть выражение воли Божией, то начавший ходить по заповедям вступает в беспредельную **широту**, где царствует воля Божия, и где он вступает, по апостолу, «//в свободу чад Божиих//» [[new:rim:08:21|(Рим. 8:21)]], умертвив в себе все страсти. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:089#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:89]] [<10>]