[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:99 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 99-100 **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках** Царям свойственно учить, а подчиненным – учиться. Саул царствовал, да и по возрасту он был старейшим. Но, однако, ни обладание царством, ни возраст – не умудрили его, и он искал убить благо­детеля. А великий Давид уже в положении подданного и в юном возрасте возлюбил любомудрие и не хотел ни быть зачинщиком неправого дела, ни отвечать насилием на насилие. Этой самой мысли держится и пророк здесь. Впоследствии учители закона и книжники, желавшие пользоваться от людей названием //«равви»,// учили тому, что было незаконно; апостолы же проповедовали, разумея истинное знание по свидетельству закона и пророков. Вот к этим-то учителям иудейским относится название старцев, так как по времени они прежде апостолов; но апостолы превзошли их в уразумении как закона, так и пророков, постигая их духовный смысл. Потому и заповеди Божии были поняты апостолами в их настоящем смысле. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть** Нет ничего дивного оказаться умудренным заповедию Божиею паче враг, но то дивно, что пророк, поучаясь в законе Божием, стал сведущее и разумнее всех учителей своих. Кто эти учители и как пророк превзошел их разумением? Первого не сказывает пророк. Но кто бы они ни были, а все же люди, и пророк лучше их разумел, потому что после них взял его к Себе под науку Свою Господь, как сказал он пред сим. Так как Господь умудрил его заповедию, то он стал не только мудрее врагов, но разумнее и самих учителей своих – людей. Посему в этих словах выражается не какое-либо самовозношение или гордое мнение о себе пророка, а исповедание милости Божией в том, что Он, по благодати Своей, дал ему разуметь полнее и совершеннее волю Свою, нежели как передавали ее ему учители. Святой //Амвросий// говорит: «Слова сии могли бы показаться неуместным притязанием, если бы пророк не предпослал им сказанного пред сим, что умудрил его Господь. Тому, кого учила сама Премудрость, и нельзя было не разуметь паче всех. Потому-то и в другом месте говорит он:// блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его»//. Когда Господь поучает кого-либо, то разверзает ум и влагает в него сокровища ведения, или берет дух человека и вводит его в непосредственное созерцание открываемых ему вещей. Ум под действием Божиим видит, что угодно Господу показать ему, так же определенно и ясно, как глазами чувственными видит человек днем находящиеся пред ним в известном расстоянии вещи. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так велика, что его не вместит никакое человеческое слово. Так видел святой Павел, восхищенный до третьего неба; так зрели апостолы, когда Господь, явясь по воскресении Своем и дуновением сообщив им Духа, разверз //их ум разумети Писания.// В одно мгновение ум их узрел все, сокрытое в ветхозаветном Писании о совершившихся новозаветных событиях. И Господь вслед за тем только сделал общий вывод из того, что узрели апостолы: //тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою//. Так мгновенно и полно открывает Господь небесное и всем, кого считает того достойным. Но такие просветления ума необычайны. Обычный порядок обогащения ума ведением Божественным, и при непосредственном содействии тому Господа, есть просветление ума при изучении откровения, уже данного. Пророк и говорит, что он разумел паче учащих, //яко свидения Твоя поучение мое есть.// Трудился над изучением свидений Божиих с верою и молитвою, и Господь, видя усердие его и любовь, влагал в ум его такое постижение написанного, какое недоступно для своеличных усилий ума. Некто сказывал, что иногда, в час молитвы, ум его входит в созерцание Божественных истин, такое ясное и определенное, какого дотоле не давало ни свое исследование, ни прочитывание исследования других. Отсюда можно заключить, что истинное ведение откровенного и бывает только то, которое вселяется в ум именно этим путем. Труд исследования и углубления в свидения подготовляет, а благодать, в час молитвы, завершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце. Всякое другое учение есть внешнее: одно это внутренне, духовно, Божественно и многоплодно. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть** Умудрись же **более всех учащих** тебя соблазнам демонов и будешь всегда привлекать к благому душу и помыслы твои, и не заключай с ними союза, ибо они всезлобные иноплеменники, и наследуешь землю израильтян, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 222.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 99-100 **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках** Царям свойственно учить, а подданным – учиться. Царствовал Саул, и был старше летами; однакоже ни царская власть, ни преимущество возраста не сделали его целомудренным, но возжелал он умертвить благодетеля. А великий Давид, принадлежа еще к числу подданных и находясь в юном возрасте, возлюбил любомудрие, и не восхотел, ни сам поднять руки для обиды, ни мстить обидящим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Паче всех учащих мя разумех **(разумен стал)**, яко свидения Твоя поучение мое есть** Я, говорит, стал умнее даже учителей моих: потому что закон Твой составляет непрерывное поучение мое; а он способен к просвещенно и умудрению человека. //Оригена//: Божественное Писание прежде принадлежало Иудеям, которым вверены были слова Божии; они считают себя учителями, так как они первые получили закон и пророков. Итак, мы, как произошедшие из язычников, говорим: я разумнее стал всех учащих меня. Почему? Потому что свидетельства Твои поучение мое составляют: я нахожу новейшие свидетельства, нежели часто упоминаемая свидетельства; ибо поучение мое составляют свидетельства Иисуса Христа. Сии-то свидетельства я получил; почему и стал мудрее всех учащих меня. //Евсевия//: Хотя и говорит в одном месте Спаситель: ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего; но на это заметим, что сие сказано Спасителем после того, как Он, наперед объяснившись, сказал определенно: не называйте себе учителем никого на земле: ибо у вас один учитель сущий на небесах. Итак, в отношении к тому-то Учителю ученик не выше Его, а означаемые здесь многие учителя не таковы, но такие, над которыми ученик часто становится выше чрез усиленнейшее и непрерывное упражнение в слове Божием. ===== Лопухин А.П. ===== **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть** См. Толкование на [[old:ps:118:098#lopuxin_ap|Пс. 118:98]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть** См. Толкование на [[old:ps:118:097#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:97]] [<10>]