[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:106 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея** Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твер­дость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал **клятвою**. Это обычно в Священном Писании. Например: клялся Господь Бог Аврааму [[old:gen:22:16|(Быт.22:16)]]; //«клялся Господь Давиду... истиною и не отречется от нее»// [[old:ps:131:11|(Пс.131:11)]] в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Пи­сании клятва запрещается, и, прежде всего – в ветхом завете: //«не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»// [[old:ish:20:07|(Исх.20:7)]]; //«не клянитесь именем Моим во лжи»// [[old:lev:19:12|(Лев.19:12)]]; //«не приучай уст твоих к клятве»// [[old:prsir:23:08|(Сир.23:8)]], – но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: //«собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все – суета и томление духа»// [[old:ekl:02:08|(Еккл.2:8]], [[old:ekl:02:05|5]], [[old:ekl:02:11|11)]]. Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду. И далее Господь говорит: //«Я говорю вам: не клянись вовсе»// [[new:mf:05:34|(Мф.5:34)]], а его ученик Иаков: //«прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою»// [[new:iak:05:12|(Иак.5:12)]]. Итак, подобно тому как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея** Решимость угождать Богу и постоянная о том ревность есть первая дщерь веры. Что говорим мы в крещении? – Отрицаюся сатаны и всех дел его и всего служения его, и сочетаваюся Христу Господу, с обетом во всем всегда исполнять волю Его. Не то же ли повторяем мы и в покаянии, когда возымеем несчастие пасть горьким падением по крещении? Все это то же, что //кляхся и поставих сохранити судьбы правды Божией.// Кляхся и поставих, то есть с клятвою положил себе закон правилом всей жизни моей. «Пророк, пишет //Феодорит//, клятвою наименовал твердое решение души, так как большая часть дел подтверждается клятвою». Сохранити судьбы правды Твоея: судьбы правды – присуждения, определения правды Божией, то же, что воля Божия, выраженная в откровенном слове Его. Кто скрепил себя таким решением и ревнует быть верным данному слову, тот скорее умрет, чем нарушит клятву свою. Отсюда – мученики, отсюда – подвижники и все, преуспевшие в святости жизни. Эта ревность составляет душу святой и богоугодной жизни. Она то же, что паровоз на железных дорогах или паровик в пароходах. Пока она жива – движения жизни духовной не прекращаются и преспеяние в ней растет и растет. Святой //Исаак Сирианин// во многих местах, касаясь веры, говорит, что она в первоначальном своем зарождении производит страх, напечатлевая в уме и проводя до сердца мысль, что грешнику непременно предлежит ответ пред праведным Судиею, у Которого не бывает на суде никакого лицеприятия. Страх этот пробуждает совесть и вместе с совестию приводит грешника к покаянию. Смысл же покаяния таков: согрешил – прости; не буду, хоть умереть. Это и есть решимость угождать Богу, крепкая, как смерть, с неугасающею ревностию о том. Так рождается первородная дщерь веры! Породив ревность, вера освещает потом и весь путь ревнителя. Она сказывает, что должно делать вообще, как поступить в каком-либо частном случае, когда дорога разветвляется и дает многие стези; она же внушает, как держать себя, когда все благоприятствует делу нашему; она учит, как действовать при повсюдных противлениях ему. Таким образом, кто ходит при свете веры, восприяв без размышления всю Богооткровенную волю Божию, тот ходит как при свете ярко светящего солнца и ни за что не поткнется. И мощно шествие такого человека; вера его, отревая всякое раздумыванье, сосредоточивает силы на едином и делает действующего многосильным. Вера истинная и не замечает препон; она ходит выше всего, и ничто не поражает ее страхом. Пресекла ли отрокам путь, которым они шли, пещь огненная, и Даниилу – ров, полный зверей? Возмутили ли стопы ног святых мучеников предлежащие им страшные мучения? Отклонили ли от шествия вслед Господа подвижников ужасы пустыни, воздвигаемые исконными врагами спасения? //Во всех препобеждаем// говорит святой апостол. Такова ревность, порождаемая и воодушевляемая верою! Хочешь ли преуспевать? – Молись: Господи, приложи мне веру, сильную, не колеблющуюся! //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея** Пророк //«клятвою»// наименовал твердое решение души; потому что большая часть дел подтверждается клятвою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея** Зная, продолжает, из опыта пользу заповедей Твоих, Господи, я поклялся, то есть дал верное и твердое обещание хранить заповеди Твои, где поставлением означает твердость упомянутой клятвы, т. е. обещания. Божественного //Василия//: Писание во многих местах клятвою уверяет в непреложности чего-либо, как и здесь, где верное и неизменное душевное рассуждение называет клятвою; так как клятвою утверждаются весьма многие вещи. Сказал: я поставил не преступать, но хранить заповеди Твои. Сии же слова могут быть полезны и для клянущихся сделать что-либо злое и думающих, что они хорошо клялись в исполнены сего. //Оригена//: Выражение: поставил, здесь означает твердую решимость, а: клялся—непреложность такового постановления и неизменность в исполнении на деле. Праведник говорит: я поставляю для души моей суды Божии, и когда их поставлю, тогда исполнится то, что сказано: помышление праведных—суды [[old:pr:12:05|(Прит. 12, 5)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея** См. Толкование на [[old:ps:118:105#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:105]] [<10>]