[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:107 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 107, 113 **Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему** **Смирихся до зела,** или по причине нападения мысленных врагов, или по причине суровой жизни, избранной по собственному произволению. **Законопреступныя возненавидех, закон же** Твой **возлюбих.** Разумеет мудрых века и ересеначальников. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему** Не просто сказал он: я был уничижен, – но: **"я уничижен до крайности»**, и это говорил он, бу­дучи царем и пророком, украшаясь добродетелью, утопая в богат­стве и торжествуя над врагами. Конечно, он никогда не решался вменять в заслугу себе ни мудрости, ни мужества, ни праведности: все это он считал даром божественной благодати. И когда он про­сит жизни у Того, Кто может дать ее, то не просит жизни во что бы то ни стало, но жизни разумной, согласной с законом и просве­щаемой божественным законом. И так как мы, пока живем, по­стоянно впадаем в грехи (пред Господом никто не свободен со­вершенно от скверны, хотя бы и один только день жил на земле), то будем особенно любить плач, слезы, воздержание, изнурение тела. В этом именно заключается смирение **«до крайности»**. А когда пророк го­ворит: **«оживи меня, по слову Твоему»**, то просит, конечно, не о той жизни, для которой необходимы пища и питье, но о жизни разумной, деятельной, добродетельной, и состоящей в соблюдении заповедей Божиих. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему** Ревность, порождаемая верою, ревнует сильно, но без самонадеянности, без присвоения себе чего-либо. Она может говорить, что вся может, но не иначе, как //о укрепляющем ее Господе//; потому и исповедует: //благодатию Божиею есмь, еже есмь//. Смирихся до зела: и слеп, и нищ, и наг, и прокажен, и расслаблен, и не знаю, что мне делать; а если б узнал как-нибудь и что-нибудь, то не умею как приступить к делу; желания мои разбегаются на разные вещи помимо воли моей, и сочувствия сердца моего обращаются к тому, что не благоугодно Тебе. Мертв я духом для всего духовного:// живи же мя, Господи, по словеси Твоему.// Сам же Ты сказал: //живу Аз... не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему//. И я хочу обратиться – обрати же меня! И я, изъязвленный и обмерший, ищу оживления – живи же и меня по словеси Твоему! Если не Ты поможешь, вмале – //и во ад вселится душа моя//. «Пророк, пишет блаженный //Феодорит//, не просто сказал: //смирихся//, но //смирихся до зела//, и говорит это, будучи царем и пророком, имея приобретенное добродетелию дерзновение к Богу и к людям, обилуя богатством и покорив всех своих врагов. Но и тут не хотел он возлагать надежду ни на мудрость, ни на мужество, ни на правду свою. Прося жизни у Могущего дать жизнь, он просит не жизни безусловно, но жизни разумной, сообразной с законом, обретающей славу свою в Божием законе». Так чувствуют, так мыслят и все ревнители спасения и богоугождения. Знают они, что это должно совершиться взаимодействием свободного произволения и благодатной помощи; но, испытав многократно, что //еже хотети прилежит им, а еже содеяти доброе не обретают//, они ни во что ставят свое произволение и ожидают всего от единой благодатной помощи. Потому-то исключительно ее испрашивают в молитве; ей приписывают всякое дело свое, ничего не присвояя себе, и всегда ни во что вменяя себя и не придавая себе никакой цены, какими бы совершенными ни считали их люди. Смирение – отличительная черта преуспевающих. Чем кто больше преуспевает, тем более смиряется. Когда ты стал считать себя сколько-нибудь праведным, то знай наверное, что ты пошел назад. Сюда же относятся предписания старцев – не мерять себя, и понятно: кто вменяет себя ни во что, тому нечего мерять; а кто стал мерять, тот, значит, чувствует, что он что-нибудь значит. Потому у старцев первая молитва, повторять которую они советуют и другим: даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их всегда с сокрушением сердца, себя вменяя ни во что, чувствуя себя хуждшим всякого человека, достойным всякого презрения здесь и всяких мук там. Только в благодати Твоей научи меня искать помощи и надежду спасения полагать в единой благости Твоей, не хотящей, да кто погибнет. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Смирихся до зела: Господи живи мя по словеси Твоему** Пророк не просто сказал; смирился, но: //«смирихся до зела»// и говорит это, будучи царем и Пророком, имея приобретенное добродетелию дерзновение, изобилуя богатством и покорив себе врагов. Но никогда не хотел он возлагать надежду ни на мудрость, ни на мужество, ни на правду. И прося жизни у Могущаго дать оную, просит не жизни безусловно, но жизни разумной, сообразной с законом, в законе Божием обретающей славу свою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смирихся до зела** (до крайности), **Господи, живи мя по словеси Твоему** Весьма и чрезвычайно я смирился, Господи, или от постоянного бедствия, или и от произвольного изнурения себя: посему оживотвори меня, говорит, столько смирившегося, Господи, по данному Тобою обещанию—воспомоществовать бедствующим, или по тому слову, которое написано в книге Левит: кто сотворит их (повеления) из людей, тот жив будет ими [[old:lev:18:05|(Лев. 18,5)]]. Слова //Аполлинария//: Хотя я. говорит, имел повод к тому, чтобы превозноситься, как царь, и мудрый, и пророк, но смирился до крайности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать [[old:pr:03:34|(Прит. 3,34)]]. //Феодора//: Смирение до крайности есть исповедание грехов; ибо без обличителей обвинять самого себя может только тот, у кого есть чрезвычайное смирение. Таковым дать жизнь обещает Божие слово, поелику Бог оказывает нам милость и человеколюбие по исповедании грехов: исповедуйтесь, говорит, Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 107–108 **Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя** Словами: **смирихся до зела** – пророк указывает на бедственное и уничиженное свое состояние. Может быть, говоря это, он разумел не себя лично, а вообще состояние человека грешника, необлагодатствованного и находящегося под влиянием греха. Но очевидно, что это говорит ревность пророка, порожденная верою, которая ревнует сильно, но без самонадеянности, без присвоения себе чего-либо. «Пророк, – пишет блж. Феодорит, – не просто сказал: **смирихся**, но: **смирихся до зела**, т.е. до крайности, и говорит это тот, кто, будучи царем и пророком, имел приобретенное добродетелью дерзновение к Богу и к людям, обилуя богатством и покорив всех своих врагов. Но и тут не хотел он возлагать надежду ни на мудрость, ни на мужество, ни на правду свою. Прося жизни (**живи мя**) у Могущего дать жизнь, он просит не жизни безусловно, но жизни разумной, сообразной с законом, обретающей славу свою в Божием законе» (6, с 595]. Так чувствуют, так мыслят и все ревнители спасения и богоугождения. Знают они, что это должно совершиться взаимодействием свободного произволения и благодатной помощи, но испытав многократно, что «//еже хотети прилежит им, а еже содеяти доброе, не обретают//» [[new:rim:07:18|(Рим. 7:18)]], они ни во что ставят свое произволение и ожидают всего от единой благодатной помощи. Потому ее исключительно испрашивают в молитве, ей приписывают всякое дело свое, ничего не присвояя себе, и всегда ни во что вменяя себя и не придавая себе никакой цены, какими бы совершенными ни считали их люди. Смирение – отличительная черта преуспевающих. Потому и ревность веры, соединенная с таким смирением, может говорить, что все может, но не иначе, как о укрепляющем ее Господе [[new:fil:04:13|(Флп. 4:13)]], потому и исповедует: «//Благодатию Божиею есмь, еже есмь//» [[new:1kor:15:10|(1 Кор. 15:10)]]. Вслед за тем пророк просит принять от него и те молитвы, которые не указаны в законе, и которые он называет **вольными**, или, что то же, произвольными. **Вольная уст моих**, то есть то, что самоохотно изрекают уста мои, **благоволи, Господи**, принять от меня, и **судьбам Твоим**, т.е. тому, что присуждено и определено волею Твоею, что составляет прямую Твою заповедь, **научи меня**, – научи узнавать то, во всяком случае, и исполнять с умением, во благоугождение Тебе. «Большую часть преспеяний в добродетели, – говорит блж. Феодорит, – предписывают Божественные законы, но присовокупляет нечто от себя и доброе произволение. Так и жертвы: были и узаконенные, были и произвольные. Жертвы о грехе и преступлении, жертвы о неведении повелевал приносить закон, они, как бы некоторый долг, воздаваемы были Богу, а жертвы, приносимые по доброму произволению, именовались дарами. Так и ныне: целомудрие и правду предписывает евангельское слово, а девство и воздержание от брачной жизни, нестяжательность, отшельническая жизнь, пребывание в пустыне, это – дела доброго произволения, не состоящие в пределах закона. Пророк такого рода дела назвал **вольными**, потому что они не подлежат законной обязательности, а составляют плод боголюбивого произволения, и потому справедливо называются **вольными**» [6, с. 595]. Человек, решившийся благоугождать Богу, уже не довольствуется тем, что предписано в законе, а, стараясь о точном исполнении предписанного, находит нужным принести в жертву Богу и свое благое произволение, – и таким образом всего себя предает в руки Божии. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:105#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:105]] [<10>]