[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:123 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 123, 125 **Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея** **Очи мои исчезосте во сnaceниe Твое,** то есть, в Божественное пришествие, от которого надеялся я спасены и себе и всему человеческому роду. **И в слово правды Твоея.** Хотя иные, живя беззаконно и не имея пред очами страха Твоего, отринули Закон Твой, но я во всякое время его только исполнял, непрестанно поучаясь в нем. **Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя.** Кто нимало не работает греху, тот пусть говорит: **раб Твой есмь аз.** В награду же за рабство это просить разума, даруемого Богом и у Него как бы хранящегося в сокровищнице; потому что дух премудрости и разума ([[old:is:11:02|Ис. 11,2]]), и прочие блага суть Божия дарования. В отличие же от иного разума в Притчах сказано: //разум благ, дает благодать// ([[old:pr:13:16|Прит. 13,16]]). Ибо, если бы всякий разум был благ; то не было бы присовокуплено слова: //благ.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея** Опять здесь словом называете обещание. Постоянно, говорит, я думаю о Твоем спасении и жду исполнения Твоего обещания. Сказал: истаивают очи мои, показывая напряженность ожидания. Это и выше он показал словами: //«истаевает душа моя //(ожидая)// спасения Твоего»// [[old:ps:118:081|(Пс.118:81)]]. Какое же спа­сение? То, о котором Симеон, держа в объятиях Господа, говорил: //«видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов»// [[new:lk:02:30|(Лк.2:30–31)]]. Итак, пророк молится, чтобы спасение его вместе со всем родом человеческим совершилось скорее. А слова: //«истаевает душа моя»// не иное что означают, как напряженное жела­ние. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея** //Исчезосте// означает усиленное желание – плод любви и приискренней веры в Бога защитителя. «Нимало не колеблюсь, говорит пророк, в уповании на Тебя, надеясь всецелым упованием привлечь заступление Твое. //Исчезосте очи мои во спасение Твое,// которое уповаю я получить не от кого иного, а от Тебя единого, Господи». //Слово правды,// по //Феодориту//, означает «или обетование, в той мысли, что непрестанно ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования», или, по мнению святого //Афанасия Великого//, указывается этим, что очи уповающего устремлены не на одну всезащитительную и щедродательную десницу Божию, но и на слово правды, то есть на заповеди Его, //еже творити я.// Он говорит как бы так: «Хотя иные, живя беззаконно и не имея пред очами своими страха Твоего, отринули закон Твой, но я во всякое время только его исполнял, непрестанно поучаясь в нем». Из сего явствует, что стих этот есть полное изображение истинно уповающего на Бога. Истина непреложная, что неверный заповедям Божиим не может возводить к Богу уповательных очей ума своего. И Спаситель говорит, что Отец услышит всякого просящего во имя Его, но только тогда, когда при этом он любит Его и сохраняет заповеди Его. Нельзя пропустить без внимания наведение из этого стиха, делаемое святым //Афанасием Великим//, который говорит: //«очи мои исчезосте во спасение Твое,// то есть в Божественное пришествие, от которого я ожидаю спасения и себе, и всему роду человеческому». Верность заповедям есть основа упования; но крылья восхождению упования пред лице Отца Небесного подает вера в Господа Спасителя. Посему Господь и сказал, что молящийся Отцу услышан будет не ради только того, что заповеди Его исполняет, но если при исполнении заповедей просит еще во имя Его. Вера в Бога – дверь пред лице Божие, а шествие к этой двери и прохождение чрез нее есть исполнение воли Божией и хождение по заповедям Его. То и другое: и веровать, и заповеди исполнять – необходимо. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея** Пророк и здесь опять //«словом»// называет обетование. Непрестанно, говорит, ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования. Сказал же: //«исчезосте»//, означая усильное желание. ===== Евфимий Зигабен ===== **Очи мои исчезосте **(вникая)** во спасение Твое, и в слово правды Твоея** Изнемогло и ослабело, говорит, зрение души моей, устремляясь к помощи Твоей, которую, как я надеюсь, Ты даруешь мне, и к обещанной Тобою правде. Того же //Феодорита//: Тот, кто делает столько добра, просит милости, где под именем ее умоляет о спасении, и не требует награды, но просит человеколюбия. //Дидима//: В числе щедрот Божиих прилично поставляется и познание оправданий Его: ибо мы недостойны такового познания, как ставшие преступниками естественного закона; однако же, по милости Божией, мы приобретаем оное. //Аполлииария//: Видишь ли, что те только научаются Богом закону, которые желают служить Ему, отрекшись от других служений. Их то (Бог) и вразумляет и сообщает познание о Себе, чтобы мы не только читали, но и познавали смысл (закона). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея** Стих этот есть полное изображение истинно уповающего на Бога, который в чувстве искренней веры и любви говорит: глаза мои от усиленного обращения к Тебе, Господи, ослабели, изнемогают. Тот же смысл слова эти имеют и в переводе с еврейского: «Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей». Истина непреложная, что неверный заповедям Божиим не может возводить к Богу уповательных очей ума своего. И Спаситель говорит, что Отец услышит всякого просящего во имя Его, но только тогда, когда при этом он любит Его и сохраняет заповеди Его [[new:in:14:14|(Ин. 14:14–15)]]. Нельзя пропустить без внимания наведение из этого стиха, делаемое св. Афанасием Великим, который говорит: «**Очи мои исчезосте во спасение Твое**, то есть в Божественное пришествие, от которого я ожидаю спасения и себе, и всему роду человеческому» [3, с. 382]. Верность заповедям есть основа упования, но крылья восхождению упования пред лице Отца Небесного подает вера в Господа Спасителя. Посему Господь и сказал, что молящийся Отцу услышан будет не ради только того, что заповеди Его исполняет, но если, при исполнении заповедей, просит еще во имя Его. Вера в Бога – дверь пред лице Божие, а шествие к этой двери и прохождение чрез нее есть исполнение воли Божией и хождение по заповедям Его. То и другое: и веровать, и заповеди исполнять – необходимо. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:121#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:121]] [<10>]