[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:135 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** **Лице Твое просвети на раба Твоего.** Желает видеть пришествие Господне; потому что Господь есть образ Отца. **И научи мя оправданием Твоим.** Разумеет Новый Завет, которым Бог и Отец оправдал сущих на земле. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]]. Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** По лицу угадывают, в каком расположении тот, кого встречают, к тому, кто встречает, – в добром или недобром, благоволительном или неблаговолительном. Мрачное лицо означает неблаговоление, лицо светлое – благоволение, отношение любовное, а в высшем – и покровительственный, и защитительный взор, с желанием сделать всякое добро. Потому говоря: //просвети лице Твое,// пророк молится о Божием к себе любительном благоволении. Лице Божие невидимо, но созерцается умом. При этом совесть дает знать – в каком отношении состоит созерцающий Бога к созерцаемому, всевидящему Богу, и в чувстве отражается Божие благоволение или неблаговоление к нему, смотря по свидетельству совести. Это не что-нибудь воображаемое, а то, что действительно происходит в духе от действительного воздействия Божия на него. Бог везде есть и все содержит; Он держит и дух человека. Это держание отражается в духовном чувстве, соответственно строю духа. Посему //просвети лице// – может означать еще: даруй мне, Господи, всегда воззревать на Тебя умными очами без боязни и смущения за свою неисправность пред Тобою. Даруй //выну предзревать// Тебя пред собою и никогда не дерзнуть оскорбить Тебя чем-либо и понудить благостыню Твою омрачить светлое лице Свое. В мирном, несмущенном, дерзновенном воззревании к Богу – отрада и крепость ревнителей о богоугождении. Оно преисполняет дух сладостною теплотою и держит все силы в напряженной готовности тотчас приступать к делу в угодность Господу, как только укажут его текущие обстоятельства. Это есть самое спасительное состояние – светлым лицом воззревать на светлое лице Божие. Оно одно может заменить все подвижнические приемы, хотя без них трудно ему установиться и стоять, если даже не невозможно. Но кто чист? И помимо сознания нашего, сколько может быть неисправностей и нечистот! Господь снисходит немощам и покрывает их милостию Своею. Но ревнитель богоугождения, дыша любовию к Нему, не может равнодушно относиться к этому и желанием желает быть совершенно во всем чистым пред Богом. Потому он и молится: //научи оправданием Твоим,// научи быть всегда правым пред Тобою в делах, словах, помышлениях, чувствах и начинаниях, и притом не в проявляемых только, но и в самых сокровенных, Тебе единому ведомых и видимых. Молящихся так искренно Господь постепенно вводит в познание сокровенных их неисправностей и научает исправлять и заглаждать их, чтоб они могли, наконец, явиться совершенно чистыми и безукоризненными пред лицем Самого Бога и были засвидетельствованы таковыми в день Господень. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** Божество безплотно, просто и не сложно. Но божественное писание выражается о Нем телесно и чувственно, соразмеряя слова с естеством человеческим. Поэтому под явлением лица Божия разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ. ===== Евфимий Зигабен ===== **Лице Твое просвети** (яви) **на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** Яви, говорит, Господи, мне надзирающую Твою силу, то есть, воззри на меня и научи меня оправданиям Твоим; ибо если Ты не научишь меня, я сам собою не могу познать их. Можно понимать и иначе, согласно с //Кириллом// и //Афанасием//. Лице Отца есть Сын: видевший, говорит, Меня, видел Отца [[new:in:14:09|(Иоан.14, 9)]]; так как Он назывался и образом Отца. Итак, Давид просит Отца, чтобы явил Сына своего воплощенным, Который, по вочеловечении Своем, имеет научить его оправданиям евангелия тем способом, которым Он поставить их в закон. Или Давид в лице нового народа просит Отца, чтобы послал Сына своего к нему научить его евангельским своим повелениям. //Феодорита//: Божество бестелесно, просто, и несложно; но божественное Писание выражается о Нем довольно телесным образом и грубо, применясь в словах к природе человеческой. Итак, явление лица Божия должно принимать за прекращение печальных обстоятельств и подаяние благ. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим** Обыкновенно по лицу угадывают, в каком расположении тот, кого встречают, к тому, кто встречает – в добром или недобром, благоволительном или наоборот – неблаговолительном. Мрачное лицо означает неблаговоление, лицо светлое выражает благоволение, отношение любовное, а в высшем – и покровительственный, и защитительный взор, с желанием сделать всякое добро. Потому говоря: **просвети лице Твое** – пророк молится о Божием к себе любительном благоволении. Лице Божие невидимо, но созерцается умом. При этом совесть дает знать – в каком отношении состоит созерцающий Бога к созерцаемому, всевидящему Богу, и в чувстве отражается Божие благовление или неблаговоление к нему, смотря по свидетельству совести. Посему слова: **Лице Твое просвети на раба твоего** – могут означать еще такую молитву пророка: даруй мне, Господи, всегда воззревать на Тебя умными очами без боязни и смущения за свою неисправность пред Тобою. Даруй мне выну «//предзревать Тебя//» [[old:ps:015:08|(Пс. 15:8)]] пред собою и никогда не дерзнуть оскорбить Тебя чем-либо и понудить благостыню Твою омрачить светлое лице Свое. И Сам Христос Спаситель говорит, что блаженство наследуют те, которые будут иметь чистоту сердца [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]], – они Бога узрят, насладятся Божественного лицезрения. Но кто же чист? И помимо сознания нашего, сколько может быть неисправностей и нечистот! Господь снисходит немощам и покрывает их милостию Своею. Но ревнитель богоугождения, дыша любовию к Нему, не может равнодушно относиться к этому и желанием желает быть совершенно во всем чистым пред Богом. Потому он и молится: **научи мя оправданием Твоим**, научи быть всегда правым пред Тобою в делах, словах, помышлениях, чувствах и начинаниях, и притом не в проявляемых только, но и в самых сокровенных, Тебе единому ведомых и видимых. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:129#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:129]] [<10>]