[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:140 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е** **Разжжено слово Твое зело.** Слово Божие разжжено зело, и изумительно, и выше всякого испытания; и если кто имеет это разжженное слово, то он //востязует убо вся, а сам ни от единого востязуется// ([[new:1kor:02:15|1 Кор. 2,15]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е** Испытано, говорит, и чисто слово Твое и чуждо всякого по­рока, и я питаю к нему горячую любовь. А в другом псалме он говорит: //«слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное"// [[old:ps:011:07|(Пс.11:7)]]. Итак, среди судов Божиих нет ничего недостойного, сомнительного или нечистого, но все чуждо всякого порока. Итак, с чистотою их, братие, будем сообразовать свою жизнь. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е** Поставив впереди ревность, заставляющую его истаявать от забвения словес Божиих другими, пророк мог ожидать возражения: «Да что тебе до других! Сам-то ты каков?» Поэтому и говорит: люблю, люблю слова Господа моего и как раб покоряюсь Ему. Но он ведет речь об этом не к беззаконнующим, а беседуя с Господом: //разжжено слово Твое. Разжжено// – чисто, беспримесно, как говорит он о том и в другом месте: //словеса Господня – словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею//. Чисто и совершенно слово Господне, потому и привлекательно; а будучи привлекательно, оно возбуждает любовь к себе. Я, говорит, и возлюбил его; но возлюбил не потому только, что оно чисто, а более потому, что оно от Господа. Сознавая себя рабом Господним, я покорствую слову Его, и тем охотнее, что слово Его всегда есть полная и беспримесная истина, любезная и привлекательная для сердца моего. У богобоязненных услаждение словом – не отвлеченно или только умозрительно, но всегда сопровождается чувством обязательности к нему и любовию, движущею на дела по указанию его. Слово //разжжено// подает и такую мысль, что оно огненно, – πεπορωμένον – проникнуто огнем. Как огненное, оно согревает, и не только согревает, но и разжигает, а разжигая – очищает; оно не только само чисто, как прочищенное огнем, но и приемлющих его очищает огненным своим действием. На это действие слова указывает и святой Павел: //живо слово Божие и действенно,// говорит он, //острейше паче всякого меча обоюдуостра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным//. Человек – смесь добра и зла. Слово Божие, приемлемое верою, входит внутрь его, как огнь, и, воздействуя на добро, оживотворяет его, а зло опаляет; и восставляются тогда в духе все добрые созерцания, движения и чувства. А так как чрез это он вступает в свой чин, то не может не чувствовать себя хорошо в таком состоянии. И чувствует, и услаждается тем, и, любя такое состояние, возлюбляет и слово Божие, доставляющее ему то. Как отрадно тому, кто из душной комнаты выйдет на чистый воздух, так отрадно бывает и духу, высвобождаемому словом Божиим из духоты худых мыслей, чувств и пожеланий в отрадную свежесть богомыслия и добролюбия. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Разжжено слово Твое зело: и раб Твой возлюби е** Слово Твое, говорит Пророк, испытано, безпримесно, не содержит в себе ничего укоризненнаго; и я имею к нему горячую любовь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е** Закон, говорит, Твой, Господи, весьма чист и непорочен, как чисто раскаленное и расплавленное в горниле золото. И в [[old:ps:011:07|11]]-м псалме сказано: слова Господа—слова чистые, сребро разжженное. Далее, возлюбил, говорит, закон Твой только тот, кто раб, или угодник Твой, и кто покланяется Тебе со страхом. По словам //Григория Богослова// и божественного //Кирилла//, кто воспламенен в сердце своем при открытии ему (Богом) смысла Писания, чистыми и разжженными и пламенными и ничего водяного и хладного в себе не заключающими словами Божиими, тот имеет ум Христов. А у кого слово Божие, делающее любящих его горящими Духом, не пламенно и не разжженно, тот хладен и мертв; ибо и Господь сказал, что по причине умножения беззакония охладеет любовь многих. //Оригена//: Закон Божии без примеси, как разжженный самым Духом; почему ни потворства, ни насмешки в себе не имеет, но ясно обличает согрешающих, сильно стесняет нерадивых. Ибо живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Сие-то и мы, как рабы Божии, возлюбим не подделывая его, но чистым произнося, как получили из горнила Духа. //Безименного//: Как должно понимать слова Божии? Что они испытаны, что в Писаниях ни один слог не брошен как-нибудь и напрасно; но что они таковы в Писании, как разжженное серебро. Потому-то и Спаситель учит нас не пренебрегать ни одною чертою, написанною в Писании, сказывая: ни одна юта, или ни одна черта из закона не прейдет без того, чтобы не исполнилось все. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е** См. Толкование на [[old:ps:118:139#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:139]] [<10>]