[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:141 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых** **Юнейший аз есмь и уничижен.** //Юнейший,// кто изучает начатки Божественных словес; //уничижен// же, потому что смиряет сам себя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых** Мал был Давид и самый меньший из сыновей отца своего; но за любовь, которую он питал к Богу, он был избран и получил царское достоинство и пророческую благодать. Конечно, ведь, умеет Бог вознаграждать любящих Его и в нынешнем веке; а еще более в будущем. И вот, когда Бог повелел великому Самуилу поставить в цари одного из сыновей Иессея, то других сыновей, украшенных и силой, и ростом, и телесной красотой, про­рок всех признал недостойными, но спрашивал Иессея: нет ли еще детей у него? Когда же тот отвечал, что есть еще отрок, ко­торый пасет овец и совершенно непригоден для царства, тогда про­рок приказал привести его, и как только пришел, тотчас пома­зал его. Об этом-то избрании вспомнил здесь пророк и говорит: меня – юного и, по мнению моих близких, слабого – Ты удостоил такой благодати, и сделал пророком и вместе царем. Ради этого я со всем усердием стремлюсь соблюдать Твои оправдания. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых** Как же это так? Какой же он юнейший, когда уже был в старости? Что за уничиженный, когда был всеми чтимым царем? А может быть, он вспомнил то время, когда Самуил пришел в дом отца его и велел показать ему всех своих детей и когда отец, показав всех старших, сказал: «вот и все», а о нем и забыл, как не стоившем того, чтобы показать его пророку. Так думают //блаженный Феодорит//, святой //Амвросий// и //Иларий//. А может, и то обстоятельство, как он, вызвавшись на единоборство с Голиафом, услышал от соотчичей своих: «Куда тебе, птенец! Он тебя сразу раздавит». Воспоминая, рассуждает святой //Амвросий//, то и другое, он и говорит теперь: «И смотреть-то на меня никто не хотел, ради юности моей. Я видел это, но заповедей Твоих не забыл; или так: те ни во что ставили меня, а Ты меня превознес за то, что я заповедей Твоих не забывал». Или и так еще: Ты меня превознес; потому я никогда не забуду заповедей Твоих, видя, как верность привлекает Твое благоволение и облекается силою Твоею. Это – мысль //блаженного Феодорита//. Но не лучше ли положить, что он говорит так о себе в чувстве смирения, как думает святой //Афанасий//. Никакого-то во мне нет толку, будто в маловозрастном, и ничего-то нет во мне, за что можно было бы хоть мало-мало похвалить меня, я ничего не стою; не стою – но заповедей Твоих все же не забываю, зная красоту и величие их, все же уклоняюсь под сень их, чтобы достоинством их прикрыть мое ничтожество. Я облекся в них, как в одежду, чтоб из-за их светлости забыли о моем ничтожестве. Или пожалуй так: я забыл о себе, как о ничтожнейшем, но оправданий Твоих никогда не забывал. А то и так еще: я ничто, несмотря на то, что никогда не забывал оправданий или заповедей Твоих, ибо, при всем моем старании всегда их помнить и ходить по ним, не могу сказать, что совершенно их выполнил, так как //широка заповедь Твоя зело// (ранее, стих [[old:ps:118:026|26]]). В этом смысле он выражает здесь то же, что заповедал Господь чувствовать всем, творящим заповеди Его: //егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом//. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Юнейшiй аз есмь и уничижен; оправданий Твоих не забых** Когда божественному Самуилу повелел Бог одного из сыновей Иессеевых поставить в царя; тогда не признал он достойными всех прочих, украшавшихся и крепостию, и силою, и благообразием тела, но спрашивал Иессея: не осталось ли у него еще детей? И как Иессей сказал: остался отрок малый, и сей пасет на пажити, и не может быть царем; Пророк велел привести его, и едва был приведен, немедленно помазал его ([[old:1ts:16:08|1Цар.16:8–13]]). О сем-то даре напомянул здесь Пророк, и говорит: меня юнаго, ни во что поставленнаго родителями, сподобил Ты толикой благодати, соделал вместе и Пророком и царем. Посему-то со всем усердием желаю хранить оправдания Твои. ===== Евфимий Зигабен ===== **Юнейший аз есмь и уничижен; оправданий Твоих не забых** По преданию Давид был моложе других братьев своих, почему оставлен был без внимания и отцом своим за малолетство и молодость своего возраста во время прибытия Самуила для помазания его в царя, как изъясняет //Феодорит//. Давид был юнее и Саула, почему и уничижен за них был. Но, не смотря на сие, этот уничиженный более всех их помнил заповеди Божии. Можно впрочем думать, что сие сказывается от лица нового народа христианского, который хотя и был уничижен или презрен старейшим родом еврейским, однако ж сохраняет древний закон более сего народа (Еврейского), т. е. нравственную часть закона, содержащую десятословие, а не обрядовую, заключающую в себе постановления о жертвах и очищениях. //Феодора//: Юнее был и новый народ по началу обучения словам Божиим и уничижен по смиренно своему. Таковы свойства богочтеца, смиряющегося в настоящей жизни, и многими людьми презираемого по причине ненадменного и кроткого нрава и поведения жизни. ===== Лопухин А.П. ===== **Воззвах ти, спаси мя, и сохраню свидения твоя** Писатель псалма не был видным по положению среди еврейского народа ("мал я и презрен"), но он был одним из тех верных евреев, которые искренно любили свой народ, были преданы служению Господу и горячо стремились к восстановлению истинного богопочтения и благочестивой жизни. Может быть, что писатель псалма был одним из благочестивых левитов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 141–142 **Воззвах ти, спаси мя, и сохраню свидения твоя. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина** Вспомнив о своей юности и пройдя мысленно свою жизнь, исполненную разных житейских превратностей, в чувстве глубокого смирения, пророк говорит о себе в таком тоне: никакого-то во мне нет толку, будто в маловозрастном, и ничего-то нет во мне, за что можно было бы, хоть мало-мало, одобрить меня, я ничего не стою; не стою, – но заповедей Твоих все же **не забываю**, зная красоту и величие их, – все же уклоняюсь под сень их, чтобы достоинством их прикрыть мое ничтожество. Я облекся в них, как в одежду, чтобы из-за их светлости забыли о моем ничтожестве. Мысль св. пророка, начав с юности и прошедши всю жизнь, перенеслась в вечность и узрела на всем этом протяжении неизменно пребывающею одну лишь правду Божию. **Правда Твоя правда во век**. Почему? Потому что она одна дает закон, который не только истинен, но сам есть **истина**. Питаясь этой уверенностью, как бы так говорит пророк: «воодушевляюсь надеждою, что, идя путем закона Твоего и пребывая верным правде Твоей, я держусь того, что есть едино истинно, не обманчиво и безошибочно. Там, за пределами жизни, я вижу венец, которым увенчается верность закону Твоему и правде Твоей. Смирение ничего не видит в себе такого, чем могло бы оправдаться, а между тем истинно смиренный не падает духом, – отчего? Оттого, что его окрыляет надежда на то, что премилосердый Господь не покарает его. На чем же коренится такая надежда? На сознании, что он искренно верует и всегда всеусильно старается быть верным тому, во что верует. Совесть не обличает его в лености, оплошности и сознательном уклонении от закона Божия. Посему, хотя он и находит себя ничтожным, (**уничижен**) сравнительно с тем, чем бы ему быть следовало, но не теряет надежды быть спасенным, ибо все делал и делает, зависящее от него. Таков был св. апостол Павел: «//время//, – говорит он, – //моего отшествия наста, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды//» [[new:2tim:04:06|(2 Тим. 4:6–8)]]. Скажут: не самонадеянно ли это? Нет. «//Ничесоже в себе свем// (ничего худого за собою не знаю), – //исповедует он, – но ни о сем оправдаюся//» [[new:1kor:04:04|(1 Кор. 4:4)]]. Оправдывающий нас есть Господь, а если Господь кого оправдает, то кто же его осудит? Что же привлекает Господнее оправдание? «//Вера любовию споспешествуема//» [[new:gal:05:06|(Гал. 5:6)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. Толкование на [[old:ps:118:137#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:137]] [<10>]