[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:142 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Правда Твоя, правда во век, и закон Твой истина** **Правда Твоя правда во век.** Ибо правда у людей на малое время присуждается тем, кто судит праведно; правда же Божия дает вечное определение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Правда Твоя, правда во век, и закон Твой истина** Тот, кто по­винуется человеческим законам, даже и в настоящей жизни не дож­дется такой чести, а исполняющий заповеди Божии имеет наградой за труды жизнь вечную. И притом законы человеческие не все содер­жат в себе правду, закон же Божий блистает истиною. Поэтому справедливо сказал пророк: **«Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина»**. Итак, правда Божия и закон – истина на век. Поэтому и иудеям говорил блаженный Павел: //«не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией»// [[new:rim:10:03|(Римл.10:3)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Правда Твоя, правда во век, и закон Твой истина** Мысль здесь та же, что и в первых двух стихах этого восьмистишия. Лишнего здесь только слово: //во век.// Мысль святого пророка, начав с юности и прошедши всю жизнь, перенеслась в вечность и узрела на всем этом протяжении неизменно пребывающею одну лишь правду Божию. //Правда Твоя – правда во век.// Почему? – Потому, что она одна дает закон, который не только истинен, но сам есть истина. Питаясь этою уверенностью, как бы так говорит пророк: «Воодушевляюсь надеждою, что, идя путем закона Твоего и пребывая верным правде Твоей, я держусь того, что есть едино истинно, не обманчиво и безошибочно. Там, за пределами жизни, я вижу венец, которым увенчается верность закону Твоему и правде Твоей». Святой //Афанасий// пишет: «Правда у людей на малое время приписывается тем, кто судит праведно; правда же Божия дает вечное оправдание». //Блаженный Феодорит// прибавляет к сему: «Следующий заповедям Божиим наградою за труды имеет вечную жизнь». Смирение (предыдущий стих) ничего не видит в себе такого, чем могло бы оправдаться, а между тем истинно смиренный не падает духом, – отчего? – Оттого, что его окрыляет надежда на то, что премилосердый Господь не покарает его. На чем же коренится такая надежда? – На сознании, что он искренно верует и всегда, всеусильно старается быть верным тому, во что верует. Совесть не обличает его в лености, оплошности и сознательном уклонении от закона Божия. Посему хотя он и находит себя ничтожным, сравнительно с тем, чем бы ему быть следовало, но не теряет надежды быть спасенным, ибо все делал и делает зависящее от него. Таков был святой апостол Павел. //Время//, говорит он, //моего отшествия наста... течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды//. Скажете, не самонадеянно ли это? – Нет. //Ничесоже в себе свем// (ничего худого за собою не знаю), исповедует он, //но ни о сем оправдаюся//. Оправдывающий нас есть Господь; а если Господь кого оправдает, то кто же его осудит? Что же привлекает Господнее оправдание? –// Вера, любовию поспешествуема//. Будь же верен Господу и, при смиренных чувствах, воодушевляйся надеждою, что ради этой верности не будешь пренебрежен Господом. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина** Покорный человеческим законам и в настоящей даже жизни не пользуется честию от законодателей; а следующий Божиим заповедям наградою за труды имеет вечную жизнь. Притом человеческие законы не все во всех отношениях справедливы; а закон Божий светлеет истиною. Посему справедливо сказал Пророк: //«правда Твоя правда во век, и закон Твой истина»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина** Правда Твоя, Господи, продолжает, есть правда вечная и правда в собственном смысле. Ибо кого Ты хотел оправдать вечно, того праведно и действительно оправдаешь. Человеческая правда не есть собственно правда; потому что она временна и весьма часто изменяется и не имеет справедливого и прямого основания; а закон Твой есть действительная истина; ибо весьма верен в словах своих. Под истиною можно понимать и правоту, то есть прямизну, согласно с сими словами: праведен Ты, Господи, и правы суды Твои, то есть прямы и истинны. И в [[old:ps:016:start|16]]-м псалме сказано: Суды Господни истинны, оправданы (все) В совокупности. Божественного //Кирилла//: Правдою назвал новую и евангельскую проповедь, которой закон был предначертанием. //Феодорита//: Кто покорен человеческим законам, тот и в настоящей жизни (часто) не получает от законодателей почести; а кто последует божественным заповедям, тот за свои труды получает в награду вечную жизнь. Притом законы человеческие не все без исключения справедливы: а закон Божии сияет истиною, почему прилично сказано: правда Твоя—во век, и закон Твой истина. //Евсевия//: У Бога правда судит и Он воздает по праведному суду ее; почему и сказано: правда Твоя—правда во век. Ибо (Бог) непреложен и неизменен и, будучи источником и виновником правды, Он не может иногда иметь ее, а иногда не иметь. Потому-то и закон, почитавшийся у иудеев за истину, не был истина, но только образ, а для нас, обратившихся ко Господу, он уже не образ, но истина. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина** См. Толкование на [[old:ps:118:141#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:141]] [<10>]