[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:144 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 144-146 **Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя** **Правда свидения Твоя в век.** Какие дал Ты мне свидения, они, как не на малое время полезныя, суть правда во век, потому что оправдывают приступающего к ним с полным расположением. **Вразуми мя, и живи мя.** Ибо за правду, какую соблюдаем в продолжение настоящего века, воздается не в течение кратких дней наших, но в век. Я буду жив, говорит пророк, если вразумишь меня; потому что в ту блаженную жизнь не входить неразумный. Поэтому, надобно просить разума у Дающего оный всем, просящим Его от всей души. **Воззвах всем сердцем моим.** Сперва: **воззвах всем сердцем моим, услыши мя Господи: оправдания Твоя взыщу.** А потом: **воззвах Ти спаси мя;** ибо вещавшее во владычественной силе души было не иное что, как Бог. Поэтому, велегласно призвав Тебя, велегласно даю обет хранить Твои cвидения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду** то есть, чрез них мы приобретаем вечные блага. **«Вразуми меня и жив буду»**. Просвещаемый Тобою, я буду наслаждаться вечною жизнью. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду** Все находящее должно благодушно терпеть, заботясь только о том, чтобы неуклонно идти путем заповедей, веруя, что это есть единственно верный путь. Скорби и нужды покушаются омрачить светлость этой веры, а ты разгоняй такое омрачение и восстановляй светлость веры своей, твердя себе: нет, заповеди – вечная правда. Сам Бог засвидетельствовал их непреложность. И вместе с тем, обращаясь к Самому Господу, молись: //вразуми мя, и жив буду,// дай мне, Господи, всегда держать в разуме убеждение в непреложности заповедей Твоих, – //и жив буду,// то есть и жить буду по ним, или: и никакие искушения не возмутят ровности той жизни, какая, по милости Твоей, установилась в духе моем, или: неуклонно от заповедей Твоих проживши век сей, перейду верным Тебе в другую жизнь. Там Ты наделишь меня вечно блаженною жизнию – и я вечно буду жить с Тобою и в Тебе. Такими помышлениями и воззваниями подкрепляет себя терпящий, и жизнь его течет ровно и невозмутимо, хотя снаружи кажется и утлою ладьею, которую волны жизни бросают туда и сюда, и готовы раздробить и разметать по пространству вод. Сведем теперь воедино все стороны жизни по заповедям. Верою верь и светло будет; ревностию ревнуй, и жить будешь, оживляемый любовию; смирением смиряйся, не теряя надежды, и никогда не скажешь ревности своей: «довольно»; терпением терпи благодушно, прозревая сквозь мрак и тьму настоящего светлое будущее. Программа краткая, но притрудная. Воодушевись; ибо не написано: наслаждающиеся покоем восхитят Царствие Божие, а нуждницы восхищают е . Нуждницы, то есть те, кои себя нудят и напряженно действуют, не жалея себя, как иной, кряхтя под ношею, притрудно поднимается на гору. И хлеб жизни духовной снедается, не менее телесного, в поте лица. Так судил милосердый Бог. Конечно, это было бы легко, если б грех не возмутил пути наши. Но пусть его! Светлостию надежды осенил нас Господь. Потрудись немного, и внидешь в светлость Господа твоего. «Где Я, говорит Господь, там будет и слуга Мой». А слуге этому сказано: “Возьми иго Мое на себя и работай”. В вечер, в час отхода на покой, получишь то, чего не чаешь. Сам изумишься, и изумятся все свидетели воздаяния тебе. Только не ленись, не унывай, не колеблись, и благословенно будет шествие Твое. Девятнадцатое восьмистишие идет под буквою или словом //каф//, что значит //обезьяна//. Обезьяна дала повод назвать обезьянством все и между людьми похожее на ее нрав. Понятно, что под этим разумеется подражательность, но подражательность не разумная и не в добром духе. Оставляя, впрочем, в стороне, что есть в этом недоброго, и оставляя во внимании только то, что есть в нем доброго, мы получаем от обезьяны урок об усердном подражании, к которому нельзя относиться безразлично. Подражание и во всех делах бывает нужно, а в деле нравственно-религиозном оно возводится в совершеннейшую норму жизни.// Подражатели мне бывайте//, говорит святой апостол Павел,// якоже и аз Христу. А Спаситель возводит нас к Самому Отцу Небесному и Его дает в образец для подражания: будите милосерды, говорит Он, якоже и Отец ваш милосерд есть//. Будите совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Подражать Богу значит образовать нрав свой по тем Божиим свойствам, какие угодно было Ему проявить пред нами. Если б оставить решить это свободному нашему определению, мы могли бы разойтись в этом понимании. Господь освободил нас от сего, начертав нам образец достодолжной жизни в заповедях Своих. Они стали для нас нормою жизни, и притом такою, что, образуя по ним нрав свой, мы не можем не быть уверены, что подражаем чрез то Самому Господу, не можем чрез заповеди не воззревать к Богу. Это, главным образом, пророк и внушает в настоящем пространном псалме, возбуждая при том непрестанно воззревать к Богу и как к образцу, а еще более, как к Подателю сил для подражания Ему. Сокращенно же эти внушения можем видеть в настоящем восьмистишии. Пророк представляет очам нашим Господа, близ сущего, и от лица Его исходящие заповеди, как неотложный вечный закон жизни нашей (стихи [[old:ps:118:151|151 – 152]]). Сказать это – значит все сказать, ибо ясно, что этим требуется. Пророк и не прибавляет ничего, а только предлагает образцы воззваний к Богу духа, возжелавшего быть верным сему закону и не находящего в себе сил к тому. //Воззвах всем сердцем... предварих ко утру... Услыши, спаси.// А сам что предлагает? – //Оправдания Твоя взыщу... сохраню свидения Твоя.// Усердие есть, помоги, Господи, – и дело будет (стихи [[old:ps:118:145|145–148]]). Склонить же Господа на услышание чает милостию и судом (стих [[old:ps:118:149|149]]), совершенно предавая это дело в руки Божии. Поскорее только, Господи, яви, говорит, помощь, ибо вот – враги (стих [[old:ps:118:150|150]]). //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду** **«Правда свидения Твоя в век»**, то есть, доставляют вечныя блага. **«Вразуми мя, и жив буду».** Просвещаемый Тобою, наслаждусь вечною жизнию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Правда свидения твоя в век: вразуми мя, и жив буду** См. Толкование на [[old:ps:118:143#evfimij_zigaben|Пс. 118:143]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Скорби и нужди обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое** См. Толкование на [[old:ps:118:143#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:143]] [<10>]