[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:145 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания твоя взыщу** См. Толкование на [[old:ps:118:144#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:144]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу** Опять воззванием называет душевное настроение, поэтому и прибавил: **«всем сердцем моим»**. Так и Мои­сей взывал молча, но в ответ на его тайную молитву Господь сказал:// «что ты вопиешь ко Мне?»// [[old:ish:14:15|(Исх.14:15)]]. Прибавление же слов: **«всем сердцем»** – показывает, что разумеется душевное усердие, а не крик испускаемый устами. В таком роде говорил и божественный Павел: //«назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу»// [[new:ef:05:19|(Еф.5:19)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу** //Воззвах// – не на ухо сказал, не сквозь зубы проговорил, а так, как говорится, всей полной грудью. Впрочем, он желает обозначить здесь не то, что громко сказал, а силу духовного устремления к Богу. Так толкует //блаженный Феодорит//. Не голосом, говорит, воззвах, но сердцем, и не какою-либо частью сердца, а всем сердцем, от всей глубины сердца, во всю широту и высоту моего чувства и мысли, – воззвах всем существом моим, так что ничего во мне не осталось, что не взывало бы к Тебе, Господи. Вот какова должна быть молитва наша! Не то, что громогласна, а глубоко-сердечна и умно-напряженна. Так молился Моисей, и Бог сказал ему: //что вопиеши ко Мне?//, хотя он молчал устами, – молчал, но вопль сердца его был так силен, что прошел небеса и взошел пред Самого Бога. Так взывать заставляет нас крайность положения внешнего или крайняя нужда духовная. Ни того, ни другого не высказывает пророк. Может быть, это было вследствие сильной и неудержимой жажды, которую обычно питает богопреданный дух. Не докучает: дай то, возьми это, а только молится:// услыши мя, Господи.// Господь видит, о чем болит сердце наше, и не только видит, но, говоря по-человечески, даже чувствует эту боль. А что сделать в отношении к этой боли, то знает один Он. Потому-то пророк и учит нас молиться: лишь услыши, а что далее – указывать не дерзает. Буди воля Твоя! //Услыши... я же оправдания Твоя взыщу.// Оправдания Божии суть заповеди, взыскивать кои значит верно и усердно исполнять – выискивать и высматривать, где какая заповедь приложима, и немедля исполнять ее со всем усердием. Не это ли и предмет усиленного взывания? Усердно взываю к Тебе, помоги, – и желание мое будет делом. Он, конечно, искал уже, и ищет этих оправданий; но когда привзойдет помощь свыше, то искание пойдет успешнее, пойдет прямейшим путем и станет совершаться образом, благоугоднейшим Богу. Тут же сокрыто и то указание, что, кроме этого, ничего не ищу и искать не хочу. Поставив законом образовать себя по заповедям, он глаз с них не сводит. Так обыкновенно поступает живописец, желающий написать верный портрет. Как сей последний прикован взорами к лицу, которое срисовывает, так и тот прикован к заповедям, которые желает отобразить в нраве своем. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя Господи; оправдания Твоя взыщу** Пророк взыванием называет опять усердие души; потому и присовокупил: //«всем сердцем моим»//. Так и Моисей взывал молча, и молившемуся мысленно сказал Бог: //«что, вопиеши ко мне»// ([[old:ish:14:15|Исх.14:15]])? ===== Евфимий Зигабен ===== **Воззвах всем сердцем моим; услыши мя, Господи; оправдания Твоя взыщу** Во время скорби моей, я, говорит, взывал к Тебе, Господи, и не просто взывал, но всем сердцем моим. Посему услыши меня, ибо когда Ты услышишь меня, я буду искать оправданий Твоих прилежно. Взыванием опять выражает пламенность души; почему и прибавил: всем сердцем моим. Так и Моисей взывал в молчании, и, когда он молился в мыслях, Бог сказал: почто Ты взываешь ко мне? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 145-152 **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси** Девятнадцатое осмистишие идет под буквою, или словом, //куф//, что значит «обезьяна». Отличительная черта в нравах обезьяны есть ее подражательность во всем. Принимая во внимание только то, что есть доброго в подражательности, мы находим советы и образцы для «подражания» и в слове Божием. Так, св. апостол Павел, наставляя в вере и правилах жизни учеников своих, жителей города Коринфа, писал им: «//Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу//» [[new:1kor:01:01|(1 Кор.11:1)]]. А Христос Спаситель возводит нас к Самому Отцу Небесному и Его дает в образец для подражания: «//Будите милосерди//, – говорит Он, – //якоже и Отец ваш Милосерд есть//» [[new:lk:06:36|(Лк. 6:36)]]; «//будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть//» [[new:mf:05:48|(Мф.5:48)]]. Образец совершенства, или достодолжной жизни, начертан для нас в заповедях Божиих, последование которым, главным образом, и внушает пророк в настоящем пространном псалме; сокращенно же эти внушения можем видеть в настоящем осмистишии. Пророк представляет очам нашим Господа, близ Сущаго, и от лица Его исходящие заповеди, как неотложный вечный **закон** жизни нашей [[old:ps:118:151|(ст. 151-152)]]. Сказать это – значит все сказать, ибо ясно, что этим требуется. Пророк и не прибавляет ничего, а только предлагает образцы воззваний к Богу духа, возжелавшего быть верным сему закону и не находящего в себе сил к тому. **Воззвах всем сердцем… Предварих ко утру... Услыши, спаси**. А сам что предлагает? **Оправдания Твоя взыщу... сохраню свидения Твоя**. Усердие есть; помоги Господи, – и дело будет (ст. 145–148). Склонить же Господа на услышание чает **милостию и судом** [[old:ps:118:149|(ст. 149)]], совершенно предавая это дело в руки Божии. Поскорее только, Господи, яви, говорит, помощь, ибо вот – враги [[old:ps:118:150|(ст. 150)]]. Ст. 145–146 **Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя** **Воззвах все сердцем** – здесь не то значит, что «громко говорил», а выражает силу духовного устремления к Богу. Не голосом, говорит,** воззвах**, как толкует и блж. Феодорит, но сердцем, и не какою-либо частию сердца, а **всем сердцем**, во всю широту и высоту моего чувства и мысли, – воззвах всем существом моим [б, с 603]. Вот какова должна быть наша молитва! Господь видит, о чем болит сердце наше, и не только видит, но, говоря по-человечески, даже чувствует эту боль. А что сделать в отношении к этой боли, то знает один Он. Потому-то пророк и учит нас молиться: лишь **услыши**, а что далее – указывать не дерзает. Буди воля Твоя! – **Услыши**: я же** оправдания Твоя взыщу**. Оправдания Божии суть заповеди, взыскивать кои значит верно и усердно исполнять, выискивать и высматривать, где какая заповедь приложима, и не медля исполнять ее со всем усердием. Не это ли и предмет усиленного взывания? Усердно взываю к Тебе, Господи, помоги, – и желание мое будет делом. А затем и еще вопль: **Воззвах Ти, спаси мя**, и в такой же, разумеется, силе, только вместо: **услыши**, – говорит определенно: **спаси мя**, – а в виду имеется опять все то же: **и сохраню свидения Твоя**. Очами ума и желаниями сердца и воли обнял он эти свидения, и к одному стремится, чтобы перевесть их в жизнь свою, и по ним образовать нрав свой так, чтобы между ним, как первообразом, – и его собственным внутренним и внешним строением, – не было разности, и последний представлял верную копию первого. Из совместного выражения желаний: **спаси и сохраню**, – очевидно, что в слове с**паси** он совмещает получение всего, что необходимо для сохранения **свидений** Господних. Он говорит как бы так: даруй мне спасительные силы, **и сохраню свидения Твои**, так как без этого я не смогу сохранить их, не смогу совершить дела, которое и Ты от меня требуешь, совершать которое и я всем желанием желаю. Блж. Августин пишет: «**Спасение** (т.е. получение того, что означается здесь словом** спаси**) дает душе возможность делом совершить то, что сознает она для себя обязательным и достодолжным, а где нет этого спасения, там душа падает в изнеможении» [7, с. 433]. Словом **сохраню** пророк не самонадеянность выражает, а то, что как скоро получится оное спасительное, то необходимым следствием того будет хранение свидений. Не он будет хранящий, а та сила спасительная сама уже будет хранить, коль скоро она будет получена. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]