[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:148 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим** Не только в то время, когда сон бывает наиболее приятен, но и рано утром он размышлял о божественных зако­нах. А мы, живя в бедности, свободные от всяких забот, всю ночь проводим, валяясь в постели, и даже при начале дня не воз­носим гимна Подателю благ. Итак, пророк предупреждает нас, чтобы в утреннюю пору мы поучались в словах Божиих. И Гос­подь говорил: //«смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими»// [[new:lk:21:34|(Лк.21:34)]]. А один из пророков, оплакивая таких людей, говорил: //«спит всю ночь»// [[old:os:07:06|(Ос. 7:6)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим** Рано, говорит пророк, спешу я открывать очи мои, заставляю себя просыпаться //ко утру//, чуть свет, затем, чтобы поучаться словесам Господним. //Поучаться// – читать на память или по книге слово Божие и размышлять. //Блаженный Феодорит// пишет: «Не только в продолжение дня, но и по утрам поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всех забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения Подателю благ». Святой //Амвросий// внушает: «Как сладостно начинать день созерцанием, например, блаженств, о которых пишется в Евангелии! Как благопоспешительно из уст Христа Господа, изрекающего сии блаженства, воспринимать возбуждения к добродетелям, какие там указываются, и полагать намерение осуществлять их в продолжение дня!» Положившему образовать себя по норме, начертанной Богом в слове Его, необходимо изучать это слово, дабы видеть, что перенимать, и научиться, как в этом успеть. Общий первообраз, каким себя следует представить, хотя и носится в умном созерцании, но такова участь помышлений наших, что, не будучи повторяемы и возочищаемы в сознании, они тускнеют, помрачаются и забываются, а чрез это теряется нить, могущая руководить в лабиринте жизни. Значит, не полагаясь на себя, надо возочищать этот первообраз, чтоб оживлять и ревность, и уменье ревновать. К тому же единую по духу жизнь надо разнообразить в ее проявлениях, чтобы не увяла живость ее. На это разноображение деяний нигде нельзя так удобно найти благопотребных внушений, как в слове Божием. Дух Божий, присущий слову Своему, отлагает, при поучении в нем, в сердце, отверстое для него, семена спасительных начинаний, которые, быв приняты сочувственно, приводятся потом в дело с соответственным усердием и среди других дел оказываются и уместными, и многоплодными. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим** Не только во время сладости сна, но и в продолжение утра, поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всяких забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения подателю благ. ===== Евфимий Зигабен ===== **Предваристе,** (ускоряли) **очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим** Предупреждали, говорит, глаза мои день во время утреннее, чтобы мне научиться закону Твоему, Господи: ибо преждевременно и в полночь он молился, а утром рассуждал о законе Божием. //Феодорита//: Давид не только во время сладкого сна, но и утром размышлял о словах Божиих, хотя был и царь. А мы и находясь в бедности и не имея никакой заботы проводим ночь, ворочаясь на одре, и даже не приносим хвалы Подателю благ с наступлением дня. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Предваристе, очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим** См. Толкование на [[old:ps:118:147#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:147]] [<10>]