[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:149 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя** Обладая столь великими благами, он ищет милости; и не вообще просит о милости, но о милости, полезной по суду Божию. И вот он просит и умоляет Бога, чтобы его жизнь направлена была по судам Божиим, а своим примером и нас учит молиться о том же. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя** Высказав стремления сердца своего образовать себя по воле Божией, выражающейся в заповедях Божиих, постенав о немощи своей достигнуть сего, пророк возносит молитву о помощи свыше и оживляет начертавшийся в уме его первообраз жизни поучением в слове Божием. Сознавая затем, что все от Бога, – и начинания, и дела, он молится: //услыши Господи;// видишь, чего хочу, к чему стремлюсь, о чем вопию, – услышь же и поспособствуй! Услыши – //по милости,// а //живи//, ниспосли то есть живительную силу, или даруй жизни моей раскрыться, – по //судьбе Твоей//, по присуждению Твоему, как находишь то благопотребным и спасительным для меня. «Просит, толкует //блаженный Феодорит//, милости, и не просто просит милости, но согласно с определением, имеющим в виду пользу». Прося милости, он выражает упование, понуждающее на милование; предавая же дарование оной Божию присуждению, выражает смирение, которое есть глубокий и широкий сосуд к приятию даров милости, раздражающий, так сказать, щедродательность Божию. Слова: //по судьбе Твоей живи мя// – означают не одну меру живоносных дарований, но и всю участь приемлющего их. Но так как неисследованы пути каждого из приемлющих, то благопотребно молиться так: //имиже веси судьбами, спаси мя.// Не ко всем все идет, и не всякому всякий путь пригоден. Иной с большим умом гибнет, другой и с посредственным спасается; одному счастие – препона, другому благопотребнее тесная жизнь; тот льготностями оживляется, а этого притрудности приводят в напряжение. Мы не можем наверное знать, что для нас лучше. Потому разумнее, молясь, не вопить: дай то, возьми это, а, предавая все Божию усмотрению, смиренно взывать: //по судьбе Твоей живи мя;// то есть как присудишь лучше, так и устрой мою жизнь. Отобразить в себе норму жизни нравственно-религиозной, как она начертана Самим Господом, можно во всяком состоянии и при всякой мере дарований, ибо та сторона существа нашего, в которой отображается эта норма, независима от той, которою зиждется состояние и раскрываются дарования. Она позади этой или выше ее, и, по причине сей высоты своей, может безопасно// благоспетися и хранитися,// при всей невзрачности внешнего положения и скудости ценимых людьми житейских проявлений жизни. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя** Изобилуя столькими благами, просит сподобить милости, и не просто просит милости, но согласно с определением, имеющим в виду пользу. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 149-150 **Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием** (к беззаконию); **от закона же Твоего удалишася** Услыши, говорит, Господи, голос мой по милости Твоей, т. е. как Ты милостив, и устрой мою жизнь, как того требует закон Твой, т. е. сделай, чтоб я жил согласно с законом. А те, говорит, которые преследуют меня, чем боле приближаются к беззаконии, тем более удаляются от закона Твоего. Некоторые впрочем списки содержат: ανομιαν, что подает такую мысль, что враги мои приблизили ко мне беззаконие свое, и едва не уловили меня, злоумышляя сие. Того же //Феодорита//: Почти так говорит Давид: Ты имеешь много способов, почему можешь оживотворить и недостойных жизни: услышь меня по милости Твоей. И тот кто изобиловал столь многими благами просить удостоения милости, и не неопределенно просит милости, но по суду полезному. Далеки от законов Божиих те, которые покушаются вести с праведником брани, сказывает //Феодорит//; ибо отвергающиеся вас, Меня отвергается [[new:lk:10:16|(Лук. 10. 16)]]; и еще: я буду враг врагом твоим и противник противником твоим [[old:ish:23:22|(Исх. 23, 22)]]. //Оригена//: Из сих слов научаемся и познаем, чему подвергнется гонитель праведника: ибо чем более приближается к праведнику с своим гонением, тем более удаляется от закона Божия, а по мере удаления от закона, удаляется и от жизни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя** Сознавая, что все от Бога, и начинания, и дела, пророк молится здесь так: услыши, Господи; Ты видишь, чего хочу, к чему стремлюсь, о чем вопию, – услышь же и поспособствуй! **Услыши по милости**, а** живи**, – ниспосли, т.е., живительную силу, или даруй жизни моей раскрыться, – **по судьбе Твоей**, по присуждению Твоему, как находишь то благопотребным и спасительным для меня. Слова: **по судьбе Твоей живи мя** – означают не одну меру живоносных дарований, но и всю участь приемлющего их. Но так как неисследованы пути каждого из приемлющих, то благопотребно молиться так: «имиже веси судьбами спаси мя!» Не ко всем все идет, и не всякому всякий путь пригоден. Иной с большим умом гибнет, другой и с посредственным спасается; иному счастье не препона, другому благопотребнее тесная жизнь. Мы не можем наверное знать, что для нас лучше. Потому разумнее, молясь, не вопить: «дай то, возьми это», – а предавая все Божию усмотрению, смиренно взывать: **по судбе Твоей живи мя**, – т.е., как присудишь лучше, так и устрой мою жизнь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. Толкование на [[old:ps:118:145#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:145]] [<10>]