[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:151 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Близ еси Ты, Господи.** В другом месте Бог говорит: //Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча, глаголет Господь// ([[old:ier:23:23|Иер. 23,23]]); потому что сила Божия повсюду, как зиждительная и промыслительная. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина** Ты, говорит, Господи, видишь все, потому что Ты не вдали от нас пребываешь, но наполняешь всю вселенную и сообразно с истиною управляешь созданием. Это и Сам Бог говорит чрез про­рока: //«Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?»// [[old:ier:23:23|(Иер.23:23)]]. Он все знает и испытывает, даже глубины сердец наших [[old:ps:047:02|(Пс. 47:2)]]. А блаженный Павел говорит: //«мы Им живем и движемся и существуем»// [[new:act:17:28|(Деян.17:28)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина** Господь близ всех и всюду, как вездесущий. Но не все сознают это, а сознавши, не все держат в постоянном внимании. Вина этого не в Господе, а в нас. Когда тело здраво, оно с приятностию ощущает окружающую его теплоту, а когда оно расстроено (в лихорадке, например), то случается, что не только не чувствует теплоты, а напротив, обдается холодом. Так и здесь: Господь близ, и всех обнимает. Есть, которые чувствуют объятия Его, а есть, которые не чувствуют или хотят вырваться из них. Чувствуют те, которые живут по заповедям Божиим. Заповеди Божии, обращаясь в нрав чрез постоянное их исполнение, чрез добродетели, образуют в душе стороны богоподобия и чрез то точки соприкосновения к ней Бога, Которому уподобилась она добродетелями, не внешнего только, каково содержание всяческих вседержительством, а внутреннего, каково вселение Божие, наподобие проникновения железа огнем. Кто стал таким, тот носит Бога, и не может не исповедать, что близ Господь; а сознавая, что это дано ему ради верности закону, не может не свидетельствовать, что этот закон есть истина. Так соделывается Господь близ – делом, живою близостию. Но этому предшествует наша к Нему близость – мыслию, созерцанием, исканием. Понуждающий себя приближаться к Богу привлекает живую близость Господа к себе. Это понуждение простирается на все силы человеческого естества. Нудящий себя умом быть близ Господа хранит память о Нем и ходит в присутствии Его, подражая пророку, который говорит: //предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть//. Нудящий себя сердцем приблизиться к Господу отрывает себя от всякого пристрастия, чтобы сердце его не было занято ничем, кроме Господа. А созерцая всегда умом Господа и обращая лик Его в сердце своем, он старается подражать Ему во всем, чтобы быть подобным и благоугодным Ему. Черты Господа отображены в законе Его; потому-то от созерцания их он естественно переносится к созерцанию заповедей и, видя, что они совершенно одни и те же, исповедует: и здесь, в законе Твоем, то же, что в лике Твоем, созерцаемом мною умственно. Закон Твой есть истинное отображение Тебя Самого и есть истинен, насколько Ты Сам – Истина. Тебе ли стану подражать, или закон Твой исполнять, – тем и другим я буду близ Тебя и удостоюсь того, что и Ты будешь близ меня. Это и есть единственно истинный путь. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина».** Все видишь Ты Господи, говорит Пророк; потому что не вдали от всего, но наполняешь вселенную, и водясь истиною, управляешь тварию. Сие и Сам Бог говорит устами Пророка: //«Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча»// ([[old:ier:23:23|Иер.23:23]]). И блаженный Павел говорит: //«о Нем бо живем, и движемся и есмы»// ([[new:act:17:28|Деян.17:28]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина** **Близ ecи Ты, Господи** И в другом месте говорит тот же Давид: Близок Господь ко всем, призывающим Его [[old:ps:144:18|(Псал. 144,18)]]; у Иеремии сказал: Бог приближающийся, а не Бог издалека [[old:ier:23:23|(Иер. 23,23)]]; и еще: небо и землю не Я ли наполняю, говорит Господь? [[old:ier:23:24|(Иер. 23, 24)]] и у Исаии: еще ты будешь говорит, как Я скажу: вот Я здесь [[old:is:58:09|(Ис. 58,9)]]. Итак, Бог приближается и близок, но к кому? К приближающимся и близким к Нему; потому что праведники приближаются к Богу посредством успеха и восхождения в добродетелях; а грешники удаляются от Бога, о которых и сказано: се удаляющееся от Тебя погибнут [[old:ps:072:27|(Пс. 72,27)]]. Другой, т.е. //Никита//: Бог приближается действием творения и промышления. Но если не постараемся и мы приблизиться к Нему соразмерным произволением и совершенством, то не получим пользы от Его близости. Посему грешники далеки от Бога. **И вcи пути Твои истина** //Все//, говорит, заповеди Твои, Господи, истинны и верны. Или все промышления, которыми Ты управляешь миром, истинны. Или все суды и постановления Твои истинны и непогрешительны и прямы и праведны. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 151–152 **Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси** Господь близ всех и всюду, как вездесущий. Но не все сознают это, да и из тех, кто сознает, не все держат в постоянном внимании. Вина этого не в Господе, а в нас. Когда тело здраво, оно с приятностию ощущает окружающую его теплоту, а когда оно расстроено (в лихорадке, например), то случается, что не только не чувствует теплоты, а напротив, обдается холодом. Так и здесь: **Господь близ**, и всех обнимает. Есть такие, которые чувствуют объятия Его, а есть и такие, которые не чувствуют или хотят вырваться из них. Чувствуют те, которые живут по заповедям Божиим. Заповеди Божии, обращаясь в нрав, чрез постоянное их исполнение, чрез добродетели образуют в душе стороны богоподобия и чрез то точки соприкосновения к ней Бога, Которому уподобилась она добродетелями. Кто стал таким, тот носит Бога и не может не исповедать, что **близ **Господь, а сознавая, что это дано ему ради верности закону, не может не свидетельствовать, что этот закон есть **истина**. Закон образования себя по заповедям Божиим состоит в том, чтобы сначала созерцать в них близ сущим Бога-законоположителя, а потом иметь Его близ себя и в себе. Закон этот **вечен**, он положен на вечные времена и не может быть ни отменен, ни изменен. Об этом и говорит здесь пророк, прилагая к сему, откуда и когда он это узнал. **Исперва**, с первого т.е., раза, лишь только сознал себя, лишь только приступил к жизни по заповедям, тотчас и познал, что они **на век основаны**. «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки» (пер. с евр.). Откуда же он это познал? **От свидений**. Если сведения принять только как доказательство, то будет: **познал из Твоих свидетельств** и удостоверений, Господи. Сам Ты, давая заповеди, сказал, что они вечны и неизменны. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:145#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:145]] [<10>]