[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:153 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Виждь смирение мое, и изми мя, яко закона Твоего не забых** //«Кто унижает себя, тот возвысится»//, по слову Господню [[new:mf:23:12|(Мф.23:12)]], и: //«блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»// [[new:mf:05:03|(Мф.5:3)]]. Божественный пророк к прочим своим добродетелям присоеди­нил и эту, и ссылаясь на нее, просит себе Божией помощи. Есть много видов смирения; конечно, иногда приобретается смирение путем скорбей и несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов наших, – например, обнаружил такое смирение сам Давид словом и делом: //«каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою»// [[old:ps:006:07|(Пс.6:7)]]; и: //«посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои»// [[old:ps:024:18|(Пс.24:18)]]. Точно также и мы да смиримся под крепкую руку Божию, любя и соблюдая повеления Его, о чем говорит Господь: //«блаженны нищие духом»// [[new:mf:05:03|(Мф.5:3)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Виждь смирение мое, и изми мя, яко закона Твоего не забых** Смирение есть такое расположение духа, по которому, украшаясь многими совершенствами, считают себя такими, как бы в них не было ничего доброго, а потому и ставят себя ниже всех. Сознавая же себя бессильными сделать что-либо достодолжное, испрашивают у Бога на всякое доброе дело силы – начать его, продолжить и окончить; а совершив его, воздают благодарение Богу, яко Совершителю, ничего не приписывая себе. Такое расположение духа есть корень жизни духовной. Без него не ждите помощи Божией, а без помощи Божией ни в чем не успеете. Пророк и ставит такое расположение во //главе//. Смирением называется и то еще, когда кто бывает смиряем внешними обстоятельствами – лишениями, утеснениями, болезнями, нуждами, потерями близких и тому подобное. Может показаться, что именно об этом смирении и поминает здесь пророк, ибо, сказав: //виждь смирение мое,// прибавляет: и //изми мя,// исторгни то есть меня из внешних смирительных обстоятельств. Нет сомнения, что хотя и это было, но пророк, минуя то, останавливает взор Божий на смирении сердечном – едином достойном Его воззрения. Только на том основании, что оно присуще сердцу, мог он дерзновенно воззвать к Богу: //изми мя.// Это равносильно просьбе больного к врачу: сними пластырь; рана уже зажила. Покорствую, смиряюсь, сознаю, что я – ничто. Воззри же, Господи, на это самоуничижение мое и высвободи меня от прискорбных случайностей, //яко закона Твоего не забых.// И большой грешник может иногда приходить в самоуничиженное чувство своего непотребства, но ему не пристало воззвать к Богу: виждь... Нельзя ему воззвать и: изми мя, ибо за что изъять, когда всю жизнь валяется он в похотях? Только то самоуничижение ценно перед Богом, которое имеется при полной верности закону Его, и только то воззвание изми мя сильно, когда при нем совесть не укоряет, что когда-нибудь и в чем-нибудь был забыт закон Божий. Верен закону смиренный, но ничего себе не присваивает, не считает себя стоящим чего-либо, не думает, что благосостояние есть неотъемлемый удел его, потому и молится: //изми//, прося сего, как милости. Говоря же: яко закона Твоего не забых, он хочет сказать только то, что есть раб Божий. Я – раб Твой, ни в чем не нарушающий волю Твою; //изми// же //мя//, славы ради имени Твоего, чтобы все видели, что Тебе не чужды не забывающие закона Твоего. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Виждь смирение мое, и изми мя: яко закона Твоего не забых** По слову Господню, //«смиряяй себе вознесется»// ([[new:lk:18:15|Лк.18:15]]); и: //«блаженни нищии духом: яко тех есть Царствие небесное»// ([[new:mf:05:03|Мф.5:3]]). Смирением и божественный Пророк украшал прочия добродетели; на смирение свое указуя, обещает себе Божию помощь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Виждь смирение мое, и изми мя; яко закона Твоего не забых** Воззри, говорит, Господи, на испытываемое мною бедствие, и избавь меня от искушения; потому что я терплю бедствие за закон Твой, и опять повторяет: я не забыл его; я не позволил себе преступления его для избавления себя от искушений и страданий, которым за него подвергаюсь. И я не хотел подражать во зле злоумышленникам моим. Или говорит: воззри, Господи, на добродетель смирения моего, и избавь меня от искушения, поскольку я не забыл закона Твоего повелевающего людям смиряться. По словам //Евсевия//, смирение двояко: одно состоит в искушениях, а другое противоположно гордости. Итак св. Давид, сохранив закон, повелевающий смиряться, просить Бога о воззрении на совершаемое в душе его похвальное смирение, и конечно также терпение в искушениях. Итак, добродетелью смирения пророк, по словам //Феодорита//, украсил прочие добродетели свои, и ею прикрываясь, он возвещает Божие человеколюбие и содействие и просит о избавлении от врагов. //Оригена//: Блаженное дело смирение пред Богом. Так и Иаков говорит: смиритесь пред Господом, и Он вознесет вас. Посему когда мы так смиримся, то хотя подвергнемся и злоумышлении бесов, хотя встретим брань со стороны людей, ненавидящих добродетели, мы будем иметь избавителем своим Бога; только да не забываем закона Его, и да не ослабеваем в скорбях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 153-160 **Виждь смирение мое и изми мя: яко закона Твоего не забых. Суди суд мой и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша. Щедроты Твоя многи, Господи: по судбе Твоей живи мя. Мнози изгоняшии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохраниша. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя. Начало словес Твоих истина, и во век вся судбы правды Твоея** Двадцатое осмистишие идет под буквою //реш// – «голова». «Голова» обыкновенно применяется в значении чего-либо главного, существенного, как, например, в следующих словах: «//Глава же о глаголемых//» [[new:evr:08:01|(Евр.8:1)]]. В нравственной жизни этим словом можно означить главные расположения сердца, на которых держится и которыми приводится в движение эта жизнь, со всеми ее проявлениями, – строй сердца, спасающегося и богоугодного. Такие расположения Христос Спаситель указал в изложении блаженств, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие, милостивость, чистота сердца, миролюбие, терпение, упование [[new:mf:05:02|(Мф. 5:2–12)]]. Подобные сим расположения указал и св. апостол Павел, в исчислении плодов Святого Духа в сердце верующего: «//Любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание//» [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22–23)]]. Есть и в других местах Писания такие указания. К числу их следует отнести и настоящее осмистишие. Здесь указываются: смирение, чистота совести, взыскание оправданий, упование спасения, терпение, ревность о доброй нравственности других, любовь богопреданная и, наконец, убеждение в непреложности заповедей Божиих. **Виждь смирение мое и изми мя: яко закона Твоего не забых** **Смирение** есть такое расположение духа, по которому, украшаясь многими добродетелями, считают себя такими, как бы в них не было ничего доброго, а потому и ставят себя ниже всех. Сознавая же себя бессильным сделать что-либо достодолжное, испрашивают у Бога на всякое доброе дело силы – начать его, продолжать и окончить, а совершив его, воздают благодарение Богу, яко совершителю, ничего не приписывая себе. Такое расположение духа есть корень жизни духовной. Без него не ждите помощи Божией, а без помощи Божией ни в чем не успеете. Пророк и ставит такое расположение **во главе**. **Смирением** называется и то еще, когда кто бывает смиряем внешними обстоятельствами – лишениями, утеснениями, болезнями, нуждами, потерями близких и т.п. Может показаться, что именно об этом смирении и поминает здесь пророк, ибо сказав: **Виждь смирение мое**, прибавляет: **и изми мя**, исторгни, т.е., меня из внешних смирительных обстоятельств. Нет сомнения, что хотя и это было, но пророк, минуя то, останавливает взор Божий на смирении сердечном – едином достойном Его воззрения. Только на том основании, что оно присуще сердцу, мог он дерзновенно воззвать к Богу: **изми мя**. Это равносильно просьбе больного к врачу: сними пластырь, рана уже зажила. Покорствую, смиряюсь, сознаю, что я ничто. Воззри же, Господи, на это самоуничижение мое, и высвободи меня от прискорбных случайностей, **яко закона Твоего не забых**. И большой грешник может иногда приходить в самоуничиженное чувство своего непотребства, но ему не пристало воззвать к Богу: **Виждь**... Нельзя ему воззвать: **и изми мя**, – ибо за что изъять, когда всю жизнь валяется он в похотях? Только то самоуничижение ценно пред Богом, которое имеется при полной верности закону Его, и только то воззвание –** изми мя** – сильно, когда при нем совесть не укоряет, что когда-нибудь и в чем-нибудь был **забыт закон** Божий. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]