[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:154 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя** //Словом// называет обетование; ибо обетовал прийти и спасти нас. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Суди суд мой, и избави мя, словесе ради Твоего живи мя** Так как чрез грехопадение, по соблазну презлобного врага, род человеческий отпал от Бога, то пророк молит о том, чтобы совершился суд и люди получили спасение, что совершилось чрез евангельское слово. Когда евангелие было проповедано по всей вселенной, тогда диавол был низложен, а род человеческий был спасен, получив жизнь от Духа. Итак, пророк напоминает Владыке об его обещаниях, просит Его о спасении и умоляет рассудить его с его врагами. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Суди суд мой, и избави мя, словесе ради Твоего живи мя** Потерпевший напраслину или обиду идет к судье и говорит ему: разбери дело мое. Смелость говорить так дает ему сознание, что он прав. Но к людям можно обращаться за судом праведным и без сознания своей правоты, в надежде как-нибудь прикрыть свою неправоту. К Богу же обращаться за судом праведным нельзя, когда совесть обличает тебя в неправоте, а сознанию присуще убеждение, что Бог видит неправоту твою. Такой человек еще прежде суда уже самоосужден пред Богом. Если пророк обращается к Богу за судом, то потому, что имеет совесть чистую и что совесть эта ни в чем не обличает его пред Богом. Соблюдение совести в такой чистоте и есть одно из коренных расположений сердца, угождающего Богу. Что говорит грешник, в покаянии обращающийся к Богу? – Согрешил, - не буду. Не буду более грешить, не позволю себе сознательно отступить от заповедей Твоих ни словом, ни делом, ни помышлением. Какую заботу имеет он затем, получив прощение и будучи принят опять в число устремившихся истинно работать Богу? – Ту, чтобы ни в каком деле, – большое ли оно или малое, – не поступить против совести, просвещенной ведением заповедей Божиих. Посему, на что ни решается он, решается по сознанию, ясному и определенному, что дело его право пред Богом. Так идут все его дела; совесть его – небо чистое; нет ни одного облачка, омрачающего его. Чуть что случится, – в мыслях ли, чувствах ли, в движениях ли пожеланий, – тотчас оно очищается покаянием, и светлость сознания восстановляется. Эта светлость и чистота составляют отраду жизни по заповедям, несмотря на все притрудности, внешние и внутренние. В ней – опора такой жизни; в ней же и дерзновение пред Богом. Как невинное дитя, смело ходит пред Богом чистый совестию и без смущения обращается к Нему в молитве своей. Да молитва и не может иначе зачаться и созреть, как под сознанием чистоты совести. Ее все истинные подвижники и поставляют водительницею или дверию молитвы. Такое-то состояние усматривается в пророке, когда он смело взывает к Богу:// суди суд мой.// Хочешь достигнуть возможности и самому так же смело взывать? – Сохрани совесть свою чистою во всем. Но надежду, что ты будешь услышан, полагай не в этом, а в одной милости Божией; потому-то пророк и прибавляет дальше: с//ловесе ради Твоего живи мя. Живи мя// – то же, что //избави мя.// Внешние скорби делают человека словно неживым, потому и говорится: «убитый человек». Избавление от скорби есть оживление убитого горем. Пророк молится оживить его чрез избавление от того, что делало его убитым. Ради чего? – //Словесе ради.// Какое же это слово? – Слово обетования Божия – быть покровом для тех, кои верны Ему не внешне только, но по свидетельству совести своей. Слово же обетования таково: //воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его... и явлю ему спасение Мое//. Памятуя сие обетование, пророк и воззвал: //словесе ради Твоего живи мя.// Совесть уверяла его, что он ни в чем не виноват, но так как помилование не заключено в этом уверении совести, а находится в милующей деснице Божией, то к ней и взывает он: избавь, как обещал Ты, Господи, ибо хоть совесть моя в ни чем не укоряет меня, но, может быть, око ее не так остро зорко, чтобы все увидеть до малейших подробностей, среди коих может укрываться что-нибудь и достойное укора. Только очи Божии, //светлейшии паче солнца,// прозревают сокровеннейшее. Потому пророк хоть и не боялся суда Божия, по суду своей совести, но, помянув, что она может иногда и без покривления своего ненамеренно не видеть какой-нибудь неисправности, всю надежду свою возлагает на милостивое обетование Божие. //Ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся//. Таково должно быть состояние и расположение возревновавших истинно угождать Богу. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя** Напоминает Владыке об обетованиях; просит у Него спасения; и умоляет разсудить его и неприязненных ему. ===== Евфимий Зигабен ===== **Суди суд мой, и избави мя, словесе ради Твоего живи мя** Произведи, говорит, Господи, суд в деле моем с воюющими против меня, и оживотвори меня по причине закона Твоего, за который я подвергаюсь опасности смерти, по причине угнетения меня врагами моими видимыми и невидимыми. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Суди суд мой, и избави мя, словесе ради Твоего живи мя** Как в предыдущем стихе пророк просит у Бога милости – воззреть на его //смирение// и избавить от напасти, – так и здесь обращается к Богу за судом (**Суди суд мой**), и, конечно, потому, что имеет совесть чистую и что совесть эта ни в чем не обличает его пред Богом. А если что случится, в мыслях ли, в чувствах или в движениях пожеланий, она тотчас очищается покаянием, и опять восстановляется светлость сознания. Соблюдение совести в такой чистоте и есть одно из коренных расположений сердца, угождающего Богу. Эта светлость и чистота составляют отраду жизни по заповедям, несмотря на все трудности, внешние и внутренние. В ней опора такой жизни, в ней же и дерзновение пред Богом. Как невинное дитя, смело ходит пред Богом чистый совестию, и без смущения обращается к Нему в молитве своей. Да молитва и не может иначе зачаться и созреть, как под сознанием чистоты совести. Ее все истинные подвижники и поставляют водительницею, или дверью, молитвы. Такое-то состояние усматривается в пророке, когда он смело взывает к Богу: **Суди суд мой**. Хочешь достигнуть возможности и самому так же смело взывать? Сохрани совесть свою чистою во всем. Но надежду, что ты будешь услышан, полагай не в этом, а в одной милости Божией, потому-то пророк и прибавляет дальше: **словесе ради Твоего живи мя. Живи мя** – то же, что «избави мя». Внешние скорби делают человека словно и не живым, потому и говорится «убитый горем». Избавление от скорби есть оживление убитого горем человека. Пророк молится оживить его чрез избавление от того, что сделало его убитым. Ради чего? **Словесе ради**. Какое же это слово? Слово обетования Божия – быть покровом для тех, кои верны Ему не внешне только, но по свидетельству совести своей. Слово же обетования таково: «//Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его... и явлю ему спасение Мое//» [[old:ps:090:15|(Пс. 90:15–16]]; ср. [[old:iov:22:27|Иов. 22:27)]]. Памятуя сие обетование, пророк и воззвал: **словесе ради Твоего живи мя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:153#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:153]] [<10>]