[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:155 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** **Далече от грешник спасение,** которым не воспользовались князи века сего. **Яко оправданий Твоих не взыскаша.** Причиною гонений на праведного было то, что далеко отступили они от Божественного Закона. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** Поборники беззакония сами, говорит, лишили себя Твоего спасения, не пожелав узнать, что Ты законоположил делать. Причиной гибели является, таким образом, то, что мы не ищем оправданий Божиих. И не просто сказал он, что они не поверили, но что **«оправданий Твоих они не взыскали»**. Следовательно, когда мы презираем заповеди Божии, Он удаляет от нас спасение. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** Чистота совести зависит от неопустительного исполнения всего, что совесть считает обязательным для себя и от устроения всей своей деятельности, как внешней, так и внутренней, такого, чтобы в ней не проскользало ничто несообразное с заповедями Божиими. Но такого характера деятельность человека получить не может, если он живет, как живется, без острозоркого внимания к себе и ко всему тому, что вокруг его, и без смотрения на все это сквозь призму заповедей. Только тогда это возможно, когда он будет внимательно следить за всем текущим, сличать то с заповедями и, определив по ним обязательный для себя образ действования, уж и действовать так. Ведя таким способом дела свои, он будет устроять жизнь свою праведно. А это и есть взыскание оправданий. Кто его не имеет, от того далеко спасение, а кто имеет, к тому оно близко. Это последнее и желает внушить пророк, «чрез противоположение», как замечает //блаженный Августин//. Взыскание оправданий не есть только исследование и рассмотрение: это лишь начало и подготовка. Взыскать – значит познавать и делать. Идущий по следам в пустыне, как только уверится, что тот или другой след есть настоящий, тотчас вступает на него и идет по нему, ничтоже сумняся, пока не встретит другого пересекающего следа. Решив тут, по какому следу идти, опять идет не останавливаясь по тому следу, который признал настоящим. Так и в нравственной жизни: рассмотрение того, что право, есть только начинательное и руководящее дело, а самую жизнь составляет действование по усмотренному. И только от того, кто так действует, недалеко спасение, а не от того, кто только рассматривает, не двигаясь с места. Последний походит на человека, который, сидя в покойном кресле, пишет маршруты. Хорошо и рассуждать о достодолжном, но в этом меньше нужды, чем в подвизании себя по достодолжному. Общие правила достодолжного всем ведомы и у всех на языке. Если что остается дополнять, так это частное приложение их к предлежащему случаю. Но и за этим, кажется, не должно стоять дело, а может быть, и не стоит, ибо натуральная наша логика в нас же, и совесть тут. Они сейчас и предуказывают должное, так что после них редко когда предлежит труд и особому рассуждению, разве при запутанных каких-либо сочетаниях случайностей. Дело не за этим, а за тем, что деется там, внутри. Иной человек с совершенно противными оправданиям Божиим началами помучает здравую логику, и помучает не основательностию своих предъявлений, а тем, что всегда встречает скрытное сочувствие себе где-то в глубине сердца или сзади его, которое дает силу его предъявлениям, как бы они ни были пусты и ничтожны. Как только покажется такое предъявление, все здравые рассуждения распадаются в прах, и дело покривляется. Чтоб этого не было, надобно заложить в сердце теплое усердие к достодолжному и ревнование о нем. Это ревнование и усердие будут, как стена, отражать все противоположное, и дела всегда будут идти право. Человеку честному только намек сделай о чем-либо бесчестном, – он тотчас с гневом восстает против этого, и что вы ни предъявляйте ему, он слушать не станет. Так бывает и с тем, кто стал усердствовать о нравственно-достодолжном. Его уж никакие противоположные предъявления не собьют с толку. Такое-то усердие и есть собственно взыскание оправданий, а ведение и расследование есть только помогающее дело. Отчего не спеется жизнь по оправданиям Божиим? – Оттого, что усердия к ним нет, хоть знания и много. Потому-то справедливо пророк в числе главных условий спасительной жизни поставил взыскание оправданий. Без него нет и самого течения такой жизни: оно пресекается. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** Живущие в беззаконии, не восхотев дознать, что узаконил Ты делать, говорит Пророк, сами себя лишили спасения, даруемаго Тобою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** Далеко, говорит, спасение и телесное и душевное от преступников закона Твоего, Господи; поелику они, если не покаются, могут умереть временно и получить наказание вечное за презрение заповедей Твоих. Напротив того спасение и жизни и души близко ко мне; и я избавлюсь от погибели, которой подвергнутся преступники, поелику я с ревностью ищу повелений Твоих. Или в сих словах заключается наставление в том, что грешники там не спасутся на веки, хотя здесь и благоденствуют временно. Или говорит, что грешники не получат от Бога помощи, как гордые и презрители оправданий Его. //Феодора//: Итак, не спасение убегает от них, но они убегают от спасения. //Афанасия//: Какая тому причина? Та, что не ищут Твоих оправданий, в которых, по словам //Дидима//, они получили бы для спасения своего врачевство и понуждение к покаянию; почему не без суда они потеряли истинное спасение, но по той причине, что не пожелали испытывать праведные суды Божии и чрез сие приготовиться здесь. Итак, не все грешники далеки от спасения Божия, но только те, которые не ищут оправданий Божиих. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша** Чистота совести (о которой сказано выше) зависит от неопустительного исполнения всего, что совесть считает обязательным для себя, и от устроения всей своей деятельности, как внешней, так и внутренней, такого, чтобы в ней не проскользало ничто несообразное с заповедями Божиими. Кто таким способом ведет дела свои, тот устрояет жизнь свою праведно. А это и есть «взыскание оправданий». Кто его не имеет, от того далеко спасение, а кто имеет, к тому оно близко. Это последнее и желает внушить пророк «чрез противоположение», как замечает блж. Августин. **Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша**. «Взыскание оправданий» не есть только исследование и рассмотрение: это лишь начало и подготовка. **Взыскать** – значит: «познавать и делать». Надобно заложить в сердце теплое усердие к достодолжному и ревнование о нем. Это ревнование и усердие будут, как стена, отражать все противоположное, и тогда все дела будут идти право. Такое-то усердие и есть собственно **взыскание оправданий**, а ведение и расследование есть только помогающее дело. Отчего не спеется жизнь по **оправданиям** Божиим? Оттого, что усердия к ним нет, хоть знания и много. Потому-то пророк в числе главных условий спасительной жизни и поставил **взыскание оправданий**. Без него нет и самого течения такой жизни; оно пресекается. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:153#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:153]] [<10>]