[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:156 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя** **Щедроты Твоя многи, Господи.** Известно мне стало засвидетельствованное Тобою, что данные нам заповеди тверды и неподвижны; ибо это выражает и в предшествовавшем стихе: //исперва познах от свидений Твоих// ([[old:ps:118:152|Пс. 118:152]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя** Мысль этого стиха ясна и не нуж­дается в объяснении; он гласит: велико богатство Твоего челове­колюбия, и суд Твой праведен, полагаясь на них, я прошу о спа­сении. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя** И взыскание оправданий есть, и притом такое усердное, что даже совесть не обличает ни в какой оплошности, но все-таки не в этом основа спасения. //Кто чист от скверны... аще и един день житие его на земли?// И око Божие в ком не видит много достойного осуждения? Куда же обратиться? – К щедротам Божиим. Вопий же непрестанно: //Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое//. К тому же, ныне ты стоишь, но можешь ли сказать, что и завтра будешь стоять? – Если нет, то ищи верной опоры. А где ты ее найдешь, кроме Того, Кто всегда есть один и тот же и, содержа все, держит и тебя в деснице Своей? Положи же себя в эту десницу и произволением своим, и всем строем расположений твоих, вопия всем существом: //по судьбе Твоей, Господи, живи мя,// или другими словами: //имиже веси судьбами спаси мя,// ибо жизнь и есть только спасенная жизнь, а спасение каждого из нас устрояет Господь, по судьбе Своей, то есть как знает и как хочет. И никто не спасется, кроме тех, кои всецело предают себя в руки Божии. Щедроты Божии – //бездна многа//, бездна всеобъемлющая и всепоглощающая, но не в них спасение. Надо самому ревновать, и не ревновать только, но и трудиться, трудиться до последнего напряжения сил. Но и не в этом опять спасение, а в том, если Бог начнет Сам содевать Свое спасение в нас. А Бог не станет содевать его, если мы не предадим Ему себя всецело, не пресекая вместе с тем и всеусильного своего действования. Вот в чем таинство истинной жизни! Самим всеусильно действовать во спасение, а содевающим его сознавать единого Господа; не сметь ни на чем опираться и питать упование спасения неложное, сознавая его содевающимся в себе, помимо наших усилий, хотя и не без них, а среди их, равно как среди всех случайных нестроений внутренних и внешних, сокровенною некоею силою, действующею неведомо как, хоть иногда и осязательно. Это и есть утопание в щедротах Божиих многих, с преданием себя в руки Божии, под коим и в коем держится и зреет упование спасения, – сила воодушевляющая, укрепляющая и утешающая на путях богоугодной жизни. Упование спасения имеет не одну степень. Оно сначала видит его вдали, потом привлекает к себе, наконец, чувствует себя обладательницею его. И все же, однако, оно – только упование спасения, как получение того, что впереди. Так плывущий в корабле над бездною вод, хотя и чувствует себя безопасным, все же только уповает быть перенесенным чрез воды и ступить на твердую землю. Это чувство есть самое сокровенное и вместе самое характеристичное среди расположений, обусловливающих верность спасения. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Щедроты Твоя многи Господи: по судьбе Твоей живи мя** Велико богатство человеколюбия Твоего; приговор Твой правдив. Прошу спасения, даруемаго по человеколюбию и правде. ===== Евфимий Зигабен ===== **Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя** Ты, говорит, Господи, многомилостив; почему во время всемирного суда Твоего дай мне жить в блаженной оной и вечной жизни, когда праведники пойдут в жизнь вечную, по слову Твоему [[new:mf:25:46|(Мф. 25,46)]]. Или и здесь временно оживи меня по закону Твоему, содействуя мне, имеющему усердие хранить его, Твоею благодатью. //Безименного//: Милость человеческая простирается на ближнего его, а милость Господня — на всякую плоть, //Феодорита//: Много щедрот Божиих, как много и тех, на которых они изливаются. В милости имеет нужду и тот, кто, по-видимому, и весьма праведен: ибо истинно то, что если на беззакония воззришь, Господи, то кто устоит? А сказано: но суду потому, что Бог ничего не творит без суда. И это многократно повторяет пророк в сем псалме, иногда говоря: по суду Твоему, а иногда: по слову Твоему, а соединяя то и другое скажу: он выражает суд с разумом. //Оригена//: Кто может исчислять, или постигать множество щедрот Божиих? Ибо он умоляет ежедневно тех, которые каждый день оказываются ослушниками, вразумляет, как сынов тех, которые злословят; в отчаянных он не отчаивается. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя** Есть и //взыскание оправданий//, и притом такое усердное, что даже совесть не обличает ни в какой оплошности, но все-таки не в этом основа спасения. «//Кто чист от скверны, аще и един день жития его на земли//?» [[old:iov:14:04|(Иов. 14:4–5)]]. И око Божие в ком не видит много достойного осуждения? Куда же обратиться? К **щедротам** Божиим. Вопий же непрестанно: «//Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое//» [[old:ps:050:03|(Пс.50:3)]]. К тому же, ныне ты стоишь, но можешь ли сказать, что и завтра будешь стоять? Если нет, то ищи верной опоры. А где ты ее найдешь, кроме Того, Кто всегда есть один и тот же и, содержа все, держит и тебя в деснице Своей? Положи же себя в эту десницу и произволением своим, и всем строем расположений твоих, вопия всем существом: **По судбе Твоей, Господи, живи мя**, или другими словами: //Ими же веси судьбами спаси мя//, ибо жизнь и есть только спасенная жизнь, а спасение каждого из нас устраивает Господь, **по судбе** Своей, то есть, как знает и как хочет. И никто не спасется, кроме тех, кои всецело предают себя в руки Божии. **Щедроты Твоя многи, Господи**, – это бездна всеобъемлющая и всепоглощающая, но не в них спасение. Надо самому ревновать, и не ревновать только, но трудиться, и трудиться до последнего напряжения сил. Да и не в этом, опять же, спасение, а в том, если Бог начнет Сам содевать Свое спасение в нас. А Бог не станет содевать его, если мы не предадим Ему себя всецело, не пресекая, вместе с тем, и всеусильного своего действования. Вот в чем таинство истинной жизни. Самим всеусильно действовать во спасение, а содевающим его сознавать единого Господа, и в Нем едином иметь упование спасения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:153#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:153]] [<10>]