[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:163 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих** **Неправду возненавидех...** Не отвращался я подобно им от мертвеца, и не гнушался им, взяв корысти; потому что гнушаться полезно одною неправдою. Поэтому уразумев, как должно, Закон Твой, возлюбил я его, нимало не наклоняя его к чему либо земному; потому что, совоскреснув со Христом вышних ищем, а не земного ([[new:kol:03:01|Кол. 3,1]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих** **Вопрос.** Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи? **Ответ.** Если усмотрит себя в расположении сказавшего: **неправду возненавидех и омерзих**, потому что Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Единородного Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем. Но поскольку святой Давид воспевает //милость и суд// [[old:ps:100:01|(Пс. 100:1)]] и свидетельствует, что Бог //милостив и праведен// [[old:ps:111:04|(Пс. 111:4)]], то необходимо, чтобы с нашей стороны было сделано, что пророками и апостолами сказано в тех местах, где говорится о покаянии, чтобы обнаружились суды правды Божией и совершилось милосердие Его в отпущении грехов. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих** Истинно и это слово. Кто горячо привязан к божественному, тот ненавидит про­тивное. И с другой стороны, кто ненавидит неправду, тот во вся­ком случае становится на сторону правды. Ведь совершенно неесте­ственно, чтобы об одном и том же деле два противоположные слова были истинны. Между тем и Господь сказал: //«не можете служить Богу и маммоне»// [[new:mf:06:24|(Мф.6:24)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих** Третье орудие духовное есть любовь к закону Божию с полным отвращением от беззаконий и неправд. Эта любовь порождается испытанием благоплодия духовного от исполнения закона, но самое благоплодие при этом уже выпадает из внимания, а зрится одна только красота благозакония. Как благодетеля начинаем любить потому, что он оказывает нам благодеяние, а полюбив однажды, мы продолжаем любить уже потому, что он сам по себе хорош, – так и к закону любовь начинается от вкушения благих от него плодов, а по насыщении ими любовь к нему воцаряется в сердце уже ради совершенства и красоты его. //Закон//, говорит апостол,// свят, и заповедь свята, и праведна, и блага//. Но когда вселяется в сердце любовь к одному предмету, то к предметам, противоположным ему, уже не может быть там любви, а занимает место противное ей чувство – не любовь, а омерзение и ненависть. В обычных вещах, может быть, и не неизбежна такая противоположность чувств, но в отношении к закону и беззаконию иначе и быть не может. Ибо и беззаконие туда же лезет, – лезет занять сердце, уже занятое законом. Как от какого-либо нахала, лезущего к вам в комнату, вы избавляетесь, толкая его в грудь, так и от беззакония, навязчиво лезущего к вам в сердце, вы не иначе избавитесь, как дав ему в грудь, то есть поразив его ненавистию и омерзением. В порядке нравственных изменений сердца эта ненависть к греху и беззаконию не вдруг образуется, ибо в нем и по оставлении греха делом долго еще остается сочувствие к греху. Но по мере труда в благожитии законном оно испаряется, а когда установится добрый нрав, по начертанию закона, тогда оно совсем исчезает и заменяется ненавистию и омерзением, по причине досадливой неотвязчивости греха и потому, что сердцу присуще ощущение всей зловредности от него. Таким образом, в руках сердца является меч обоюдоострый, одно лезвие которого – любовь к закону, а другое – ненависть и омерзение к неправде и греху. То и другое рубит сильно, и нет возможности противостоять поражению их. У кого это есть, тот безопасен от падений. Страшен он всем полчищам духов злобы. У святых отцов, руководителей в жизни, встречаем, что первым в числе правил духовной брани стоит у всех – ненависть ко греху: «ее, говорят, выдвигай первую» (//Исихий//). Она, прибавим, несокрушимая и всепоражающая батарея духовная, и когда действует, то непрерывно дает несчетное множество выстрелов. Стоит она на окраине сердца; город же сердца не остается пустым, – он занят любовию к закону. Что может сделать при этом грех, когда и действовать не может иначе, как чрез помыслы, кои хотя тоже суть стрелы, но соломенные? //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих** И это слово истинно; ибо, кто пламенно расположен к божественному, тот ненавидит противное сему. ===== Евфимий Зигабен ===== **Неправду возненавидех, и омерзих** (омерзение имел к ней), **закон же Твой возлюбих** Не просто, говорит, я возненавидел, Господи, грех, но и возгнушался има, что значит более, нежели ненавидеть. И выше также сказал: беззаконных я возненавидел, а закон Твой возлюбил. //Василий// вопрошавшему его: как может кто-либо с расположенностью и желанием исполнять заповеди Господа, ответствует так: самый опыт, по которому узнают какую-либо вещь приятную и полезную и ожидание оной естественно производит в душе расположенность к ней и желание. Итак, кто возненавидит неправду и, возгнушавшись ею, очистится от всякого греха, от которого как тело от некоторой болезни теряет позыв на пищу и отвращается от нее, душа страдает леностью и нерадением об оправданиях Божиих, и удостоверится, что заповедь Господня есть вечная жизнь; у того совершается расположенность такая, какая была у того, который сказал: суды Господа истинны и слаще меда и сота. //Феодорит//: Истинны и сии слова: ибо кто имеет пламенную расположенность к чему-либо божественному, тот противное тому ненавидит. Ибо как в душе, по словам //Никиты//, существуют по природе две сии силы—сила любви и сила ненависти; то праведник пользуется ими по природе. //Безименного//: Слова сии значат почти следующее: Иудеи гнушаются мертвой мыши, мертвого человеческого тела, ящерицы и хорька (ласочки), а я возненавидил, как отвратительную вещь неправду. Ибо какая польза от того отвращения? Итак, я имел омерзение к неправде, что доставляет великую пользу имеющему такое отвращение. Я возлюбил закон Твой, не так как они, что принужденно применяют его к земному; мы, как восставшие со Христом, о горнем помышляем, а не о земном; и понимаем закон духовно. //Евсевия//: Справедливо с любовью к закону сопряжена ненависть к неправде; почему кто хочет любить закон, тот должен гнушаться неправдою. Тогда только могут открыться блага закона; в этом может уверить нас и изречение Спасителя: никто не может служить двум господам. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Неправду возненавидех, и омерзих, закон же Твой возлюбих** См. Толкование на [[old:ps:118:161#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:161]] [<10>]