[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:170 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да внидет прошение мое пред тя: Господи, по словеси твоему избави мя** См. Толкование на [[old:ps:118:169#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:169]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да внидет прошение мое пред тя: Господи, по словеси твоему избави мя** Прошением называет свою молитву. Это я нахожу и в других переводах, так что смысл будет такой: да взойдет, Господи, пред лицо Твое моя молитва и мое моление. И так как Ты примешь молитву мою согласно тому, как обещал Ты каю­щимся грешникам, то избавь меня от моих грехов. К столь различным словам прибегает пророк для того, чтобы смягчить Вла­дыку. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя** Человек, которого теснят как-либо или вяжут, обыкновенно ищет избавления. Нет никого, кто каждую минуту не находился бы в таком положении, но не все одинаково держат себя в нем. Одни надеются устранить все тесноты и распутать все узлы своими способами и потому ограничиваются ими одними; другие своим способам не дают никакой силы, и хоть не чуждаются их совсем, но прочного избавления чают от единого Бога, потому благонадежно и обращаются к Нему во всех случаях – и больших, и малых. Вот эти-то одни и действуют право. Что для ума недоразумения, то для жизни тесноты и узы. Недоумения ума разрешаются вразумлением; узы жизни – помощию свыше. Неведомо как раздвигаются тесноты и устраняются препоны, //стропотная// бывают в //правая, и острии в пути гладки//. Мановению Божию все покорно. Покорись же и ты сам всецело Господу, – и всякое избавление будет тебе готово.// Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и... с ним есмь в скорби изму его и прославлю его//, говорит Господь. В силу этого и учит пророк обращаться с молитвою об избавлении: //по словеси Твоему избави мя,// предъявляя сим не право на избавление, а оживляя лишь упование свое пред Всевидящим. Достигший в такую меру, в чувстве силы от Бога,// яко лев уповая// ходит. Это не то значит, чтоб он уже никаких своих способов не употреблял и сидел сложа руки, нет, – он употребляет все зависящее от него, но ни на чем этом не опирается, зная, что все такое ненадежно, как сеть паутинная. Все упование возлагает он на Господа и сознает себя сильным от силы Божией, действующей в нем. Упование, однако ж, не есть пресечение деятельных сил, а настроение сердца, опирающееся, при напряженной деятельности, но помимо ее, на деснице Божией. Тут и взывание об избавлении не всегда нужно, потому что само упование без слов есть уже непрестанное взывание. Взыскание вразумления и избавления посредствуется у пророка приближением и вхождением молитвы пред лице Господа: //да приближится моление мое пред Тя... да внидет прошение мое пред Тя.// Это также состоит в числе признаков преуспеяния. Молитва похожа бывает тогда на дым кадила, который то стелется по земле, то растекается в воздухе, то восходит как //стебло горе//. Последнее изображает молитву нерассеянную, в которой ум, не занимаясь ничем сторонним, трезвенно предстоит Богу, вездесущему и всевидящему. Такая молитва уже по свойству своему приближается к Господу и входит пред Него. Она образуется одновременно с водворением в сердце упования и любви и ими окрыляется, и только она привлекает и вразумление, и избавление. Все это вместе и есть знамение высшей степени состояния духовного, в котором богопреданный дух пребывает в Боге и Бог в нем пребывает, обретши в нем благотребное себе жилище, по причине водворившейся внутри чистоты. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя ** // «Прошением»// Пророк называет молитву. Ибо сие нашел я у других толковников. Употребляя же различныя речения, умилостивляет ими Владыку. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да внидет прошение мое пред Тя; Господи, по словеси Твоему избави мя** Прошение (αξιομα) и //Акила// перевел прошением, а //Симмах//—униженным молением (ικεσια). Итак, выше Давид сказал: да приблизится моление мое, а здесь, говорит да войдет: потому что когда прошение приблизится к Богу, тогда без сомнения и войдет к Нему. А прошение и моление Давидово состояло в том, чтобы Бог по своей премудрости или по своему обещанию, как принято сие в различном значении и выше, избавил его от искушении: потому что Бог обещал подавать Давиду помощь особенным и отличным образом. * //Феодора//: Прежде надобно приблизиться, а потом, приблизившись, войти. Например такой-то подошел к дому какого либо господина; по приближении, когда он друг хозяину дома и достоин сообщества с ним, он входит к нему: так чистая и непорочная молитва приближается к престолу благодати и входит пред лице Божие и достигает, чего хочет, а моление окрыляется и сопровождается добродетелью, доколе не предстанет пред Богом; между тем как грех будучи тяжек своею тяжестью низводит молитву долу. //Eвсевий//: Весьма часто праведники говорят: избавь меня, зная, что они в сей жизни находятся на брани и в великом волнении при настоящем своем подвиге. //Безименного//: Как прошения мирские о том, чтобы сделаться начальником, судиею, правителем и царем; равным образом есть прошения и о церковных вещах—чтобы быть священником, архиереем или (даже) патриархом: так есть и прошения о душе (душевное)—прошение о приобретении добродетелей. Итак, кто приносит такое прошение, которое собственно и существенно составляете прошение; тот молится Богу так: да войдете прошение мое пред лице Твое; Господи, по слову Твоему избавь меня. //Оригена//: Потому узнаю я, что прошение мое вошло пред лице Твое, когда избавлен буду Тобою по слову и по прошению моему и по мудрости Твоей. Ибо кто стал выше всех страстей, тот избавлен Богом по слову Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да внидет прошение мое пред тя: Господи, по словеси твоему избави мя** Человек, которого теснят как-либо или вяжут, обыкновенно ищет **избавления**. Нет никого, кто каждую минуту не находился бы в том или другом стесненном положении, но не все одинаково держат себя в нем. Одни надеются устранить все тесноты и распутать все узлы своими способами, и потому ограничиваются ими одними; другие своим способам не дают никакой силы, и хоть не чуждаются их совсем, но прочного **избавления** чают от единого Бога, потому благонадежно и обращаются к Нему во всех случаях – и больших, и малых. Вот эти-то одни и действуют право. Что для ума недоразумения, то для жизни – тесноты и узы. Недоумения ума разрешаются вразумлением, узы и тяготы жизни – помощию свыше. Неведомо, как раздвигаются тесноты и устраняются препоны, «стропотная» бывают «в правая», а «//острая в пути гладки//» [[new:lk:03:05|(Лк. 3:5)]]. Мановению Божию все покорно. Покорись же и ты всецело Господу, – и всякое избавление будет тебе готово. «//Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и... с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его//» [[old:ps:090:14|(Пс. 90:14–15)]], – говорит Господь. В силу этого и учит пророк обращаться с молитвою об избавлении: **по словеси Твоему избави мя**, предъявляя сим не право на избавление, а оживляя лишь упование свое пред Всевидящим. Взыскание вразумления и избавления посредствуется у пророка приближением и вхождением молитвы пред лице Господа: **Да приближится моление мое пред Тя, да внидет прошение мое пред Тя**. Это так же состоит в числе признаков преуспеяния. И такая молитва, уже по свойству своему, приближается к Господу и входит пред Него. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]