[<10>] ====== Толкования на Пс. 119:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 3-4 **Что дастся тебе, и что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** О чем еще просишь, чтобы дано было тебе? Или, чего еще желаешь, чтобы и то приложено было для тебя, в наказание уст льстивых? Полные огня стрелы возжжены Сильным. Означает же казнь, какая вскоре постигнет вавилонян. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву** Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«что доставит тебе или что прибавит язык льстивый»// (παρέξει… προσθήσει)? Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«что дал бы тебе, или что прибавил бы тебе язык с коварством»// (δωη… πρσθείη… χατ έπιθέσως)? Эти слова выражают не что иное, как то, что такой порок велик, что такого рода зло тяжко. Поэтому, видишь ли, как пророк гневается, негодует и гово­рит: **«что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом?»**, т.е. какое достойное наказание найдется для этого зла? Подоб­ным образом и Исаия говорил иудеям: //«во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?»// [[old:is:01:05|(Ис.1:5)]]? То же и он говорит: **«что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом?»** Он или это говорит, или то, что в самом пороке уже заключается нака­зание; ты сам, еще прежде наказания, причиняешь себе нака­зание, рождая зло в самом себе. Действительно, порок есть величайшее наказание для души еще прежде наказания. Какое же может быть достойное наказание для такого порока? Здесь – ника­кого, кроме поражения от Бога. Человек не может воздать за него по достоинству, потому что этот порок превышает всякое наказание; а Бог поразит его. **//Беседы на псалмы. На псалом 119.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **Что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** Здесь благодать Духа утешает подавленных скорбию, и показывает, какий правдивый приговор произнесен на поступающих коварно. Ибо //«сильным»// называет Пророк Бога всяческих, а //«стрелами сильнаго»// – скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которыя удобно разсекают воздух; //«углями же пустынными»// изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемыя Праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Что** (да)** дастся тебе, или что **(может)** приложится тебе к языку льстиву** Другой изъяснитель читал: что дастся тебе, или что прибавится тебе к языку льстивому (вместо желательн. накл. в будущем изъявительном). Кажется, что Давид сими словами отвечает тому, кто выше в прошении своем сказал: Господи, избави душу мою от языка льстивого. Он говорит ему: какое наказание может быть дано тебе, человек, которое соответствовало бы языку льстивому? т. е. никакое; каковые слова выражают то, что язык льстивый неудобопобедим, по своей чрезвычайной хитрости; или по словам Безименного—то, что тебе—человеку, ищущему избавления от языка льстивого, не будет дано наказание соответственное оному: потому что язык льстивый есть сам по себе достаточное наказание для человека льстивого. //Никиты Стифатийского//: Бог говорит желающему избавиться от языка льстивого: что более Моей силы и помощи может быть дано тебе, и что другое сверх сего прибавится тебе против такового льстивого языка? Не у тебя ли Мои оружия крепкого? Посредством их истреби уста неправедные, и говорящий в тебе хульный язык сатанинский. Ибо они острие обоюдного меча изощрены. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву** Злословие и клевета на него так несправедливы, что он вправе обратиться к клеветникам с вопросом: есть ли наказание, соответствующее злобе их языка? По переводу LXX и по Вульгате естественнее всего принимать ст. 3 за поэтическое обращение псалмопевца к своим (своему) клеветникам: «что может быть дано тебе Богом, полною мерою (ср. [[old:1ts:03:17|1 Цар. 3:17)]] уделено, какое наказание назначено, чтобы оно соответствовало твоей клевете» (**к языку** – ср. [[new:rim:08:18|Рим. 8:18)]]. По нынешнему еврейскому чтению ст. 3 можно перевести: «что (Бог) даст тебе (в наказание за твои клеветы) и что прибавит тебе, язык лукавый?» **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** //Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока// Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару (//"стрелы"//) с углями дрока. Дрок - кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь - образ продолжительных бедствий, которые за "ложь" будут посланы Богом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** В этих двух стихах заключаются вопрос и ответ, выраженные по поводу того злобного и льстивого языка, об избавлении от которого пророк молится в предыдущем стихе. Пророк вопрошает: что может быть дано тебе Богом за твою неправду, или какое, соответственное твоему льстивому и коварному языку, будет назначено наказание? И на этот вопрос свой сам же как бы так отвечает: не скорби, или утешься, ты, обиженный и оскорбляемый! У всемогущего Бога готовы изощренные стрелы (**стрелы сильного изощрены**) против беззаконных и льстивых людей, и вместе с ними приготовлены истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали, и угли жгли и истребляли. Блж. Феодорит так изъясняет слова пророка: «Итак, не унывай, когда тебя поражает стрела льстивого языка: ибо готовы наказания, посылаемые от праведного Судии, которые по своему действию подобны самым острым стрелам и опустошающим углям. Итак, чего ты еще более желаешь, чтобы тебе дано было? И какого другого прибавления для себя требуешь, после такого приготовления со стороны сильного против нечестивых?» [7, с. 1000]. Израильтяне просят Господа о избавлении **от языка льстива**, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; пророк, обращаясь к сим неправедным людям, говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как **стрелы сильного со углями пустынными**, поразит тебя. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми. **Угли пустынные** так названы или потому, что можжевельник, или дроковый кустарник, растет в пустыне, или это значит – «опустошающие». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]