[<10>] ====== Толкования на Пс. 120:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** В псалме 15-м говорил: //предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся// ([[old:ps:015:08|Пс. 15,8]]). И здесь, подобно сему, говорит: Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** Он будет, говорит, твоим покровителем, помощником, защит­ником. Видишь ли, как и здесь он хочет сделать тебя деятельным? Как бывает у воинов, стоящих в строю, Он станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, дея­телен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, потому что этою рукою мы преимущественно делаем все. Он не только будет находиться при тебе и не только будет по­мощником твоим, но и покровом. Опять повторяю: предме­тами, близкими к нам, пророк означает помощь Божию; **«рукой»** и **«покровом»** изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие. **//Беседы на псалмы. На псалом 120.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** Сие сказал и в псалме пятнадцатом: //«предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся»// ([[old:ps:015:08|Пс.15:8]]). Посему и здесь говорит, что, став у правой руки твоей, будет покрывать и охранять тебя, и сподобит всякаго промышления. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** Если, прибавляет, ты, человек, так поступаешь, идя путем добродетели, то Господь сохранит тебя, и Господь будет покровом тебе, стоя по правую руку твою, т. е. будет защитник и покровитель твой, покрывающий тебя, когда делаешь добро и подвизаешься в добродетели, которую он выразил правою рукою. Или говорит, что Господь будет покровом тебе, чтобы ты под сению Его производил действия правые, т. е. добрые дела. //Златоуста:// Видишь ли, как и здесь желает тебе быть деятельным? По подобию же стоящих на брани станет, говорит, близ правой руки твоей, чтобы тебе быть непобедимым, быть деятельным, одержать победу, гордиться победою: потому что она то есть та рука, которою производим все; притом Он будет тебе не только защитником, но и покровом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** **Покров**, сень, защита от жары. **На руку десную твою**. Он есть твоя защита; жар солнечный особенно представляется жгучим с правой стороны (юга?), а поэтому и защита с этой стороны. По другому толкованию: Господь покроет твою правую руку. Сражаются обыкновенно правою рукою; если же в борьбе Бог защищает эту руку, то можно обещать себе успех. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою** **Господь покров твой на руку десную твою.** Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. //Щит// - как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. [[old:ps:120:06|Ст. 6.]] //Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию.// Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Вo дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию** Господь, сотворивший небо и землю, хранил израильский народ при возвращении его из плена и покровительствовал ему, особенно чрез Кира, персидского царя, который, даровав свободу пленным, велел желавшим возвратиться в свое отечество иудеям выдать все сосуды, взятые Навуходоносором из храма Соломонова, и, кроме того, приказал начальникам области помогать им во всем и даже выдавать, за его царский счет, тельцов и агнцев для принесения в жертву Иегове, за царя и за царскую семью. «Пророк, – говорит св. Иоанн Златоуст, – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие, как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все» [5, с. 374]. То же выражает и блж. Феодорит: «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» [6, с. 611]. Господь сохранит тебя днем от солнечного зноя и ночью от вредного действия луны. «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Это значит, что тебе не будет вредить ни солнечный зной, ни холодная лунная ночь. Так как о восточных странах известно, что там бывают весьма холодные ночи, на что Иаков еще жаловался Лавану: «//Бых во дни жегом зноем, и студению в нощи//» [[old:gen:31:40|(Быт. 31:40)]]. Впрочем, словами: «днем солнце» и проч. выражаются не столько физические невзгоды, сколько обозначаются символы различных бедствий жизни в плену и изгнании. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]