[<10>] ====== Толкования на Пс. 121:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** **Иерусалим зиждемый яко град**. В прежнее время был городом, не разбросанным там и здесь, но так застроенным, что казался одним домом, потому что здания были часты и расположены в порядке. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** Так Бог всегда поступает. Когда мы, владея благами, не чувствуем этого, то Бог исторгает их из рук наших, чтобы то, чего не сделало обладание, сделало лишение. Тоже испы­тали и они, обнимая храм, обнимая город, воздавая великую благодарность Богу за возвращение им отечества, **«строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе»**. Другой (Симмах): //«созданный, как город»// (την οικοδομημένην ὼς πολιν). Т.е. по переводу семидесяти: Иерусалим будет построен, как город, – указывается на время до построения его; или, по другому перевод­чику: мы возвратились в Иерусалим, построенный, как город, – указывается на события после плена. Так как тогда во всем городе было великое запустение и развалины, башни были ниспровергнуты, стены разрушены, и только видны были остатки древнего отечества, то возвратившиеся иудеи, видя его запусте­ние, припоминают прежнее его благосостояние, превозносят его похвалами и говорят, что город столь славный и великолеп­ный, имевший церковь, начальников, царей, первосвященников, и отличавшийся великою красотою, доведен до такого жалкого состояния. А что это так, выслушай сами слова: **«строящийся Иерусалим»**; следовательно, тогда он еще не был горо­дом. Тоже видно и из следующих слов, которые прибав­ляет пророк: **«здания соединены вместе»**. Здесь он говорит, что в городе здания были слитные, твердые и сплошные, что между ними не было ничего пустого, но во всех местах он был застроен часто, совершенно, слитно, так что был до плена непрерывным и связным целым. Потому другой пере­водчик (Симмах), выражал это, говорит: //«имеющий связь»// (συνάφεν έχουσα). **//Беседы на псалмы. На псалом 121.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** О духовном Иерусалиме, то есть о Церкви, написано: **«ему же причастие его вкупе»** [[old:ps:121:03|(Пс. 121:3)]], – потому что все мы, верующие, как единое тело, единый дух, единое по нравам гражданство, сходясь вместе и связанные союзом мира и любви, единодушно причащаемся дарований Святаго Духа. **//Письма на разные темы. Комиту Савурию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** А //Симмах// перевел так: //Иерусалим созидаемый, как город имеющий единство//; потому что теперь он пуст, имеет разсеянные домы, но снова процветет, будет непрерывно застроен, и восприимет прежния ограды. ===== Евфимий Зигабен ===== **Иерусалим, зиждемый, яко град, емуже причастие его вкупе** (которого участвование совокупное) Иерусалим, описывает, сладчайшее отечество наше, ты, который построен, как настоящий, в собственном значении, город древних времен! А слова: которого участвование есть совокупное, в другом переводе заменены словами: которого соприкосновенность одного к другому, т. е. в котором (Иерусалиме) жилища и строения были, как изъясняет Златоуст, соединены одни с другими по причине множества жителей. //Евсевия//: Ибо этот город не разбросан по разным местам и связь его не пресекалась, и не было дальних расстояний между многими частями его; но он был построен так, что представлялся одним домом по соприкосновенности и связи строений его одного с другим. //Стивастийский// под домом Божиим разумеет внутреннее состояние душ; а под Иерусалимом землю бесстрастия; далее под строением дома оного – то здание, которое составляется из различных добродетелей, коего основание есть смиpeние и духовная нищета; наконец участвование его есть участвование во свете, которое соблюдается без ущерба посредством любви и смиренномудрия. //Златоуста:// Иудеи, возвратясь в город и видя опустошение его, воспоминают о прежнем его благосостоянии и, произнося похвалы ему, говорят, что тот город, который был блистателен и славен и имел великое многолюдство, получил теперь такой печальный вид. //Оригена//: Когда у верующих одно сердце и одна душа, и члены пекутся один о другом взаимно; тогда они представляют тот Иерусалим, участвование которого есть совокупное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** Пораженные величественным видом города, они восклицают: «ты, Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город; но еще славнее как религиозный центр всех колен». **Зиждемый**, устроен, **яко град**, как город построен Иерусалим, а не как село или деревня; далее характеризуется и устройство его: **ему же причастие его вкупе**, т.е. вид которого представляет сплошной ряд домов, а не разбросан, как в деревнях. **Причастие** указывает на внутреннюю связь домов. **Вкупе**: в одно и то же целое соединяются все дома. Многие под словом **причастие** разумеют общение, соучастие, мирное сожительство Иерусалимского гражданства. Иные это место объясняют: Иерусалим есть город, в котором принимают участие все израильтяне, так как он есть религиозный и политический центр народа, духовное его отечество. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** **Ему же причастие его вкупе.** Все племена берут в нем участие. [[old:ps:121:05|Ст. 5.]] //Тамо седоша престолы на суде.// Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе** См. Толкование на [[old:ps:121:02#lopuxin_ap|Пс. 121:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** Возвращавшиеся в свое отечество пленники вавилонские, еще не доходя до Иерусалима, представляют себе теперь этот город вновь **созидаемым** после разрушения его Навуходоносором, и как бы так его приветствуют (по переводу с еврейского): «Иерусалим, устроенный как город (а не как село или деревня. – Авт.), слитый в одно», – последними словами выражено славянское речение: **емуже причастие его вкупе**, т.е. вид которого представляет сплошной ряд домов, а не разбросан, как в деревнях. **Причастие** («participatio, участие, общение») указывает на внутреннюю связь домов. **Вкупе** (in id ipsum) – в одно и то же целое соединяются все дома. Некоторые объясняют это так: Иерусалим есть город, в построении которого принимают участие все израильтяне, так как он есть религиозный и политический центр народа, духовное его отечество. Пораженные величественным (хотя только воображаемым) видом города, шедшие в него восклицают: ты Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город, но еще славнее, как религиозный центр всех колен народа израильского, где находился **дом Господень. И тамо взыдоша колена Господня**, – в этих словах заключается наилучшая похвала, какую только могли сделать израильтяне Иерусалиму. Это город, говорили они, «куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (пер. с евр.). Туда, то есть в Иерусалим, восходили раньше (до плена) все племена Господни, – называет их **Господними**, как народ особенный, отличный от других народов, как подчиненный Господу. Пророк воспоминает здесь о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все племена (колена) три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и Кущей [[old:ish:23:17|(Исх. 23:17)]]. **Исповедатися имени Господню** – это, по словам св. Иоанна Златоуста, значит: «благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» [5, с. 377]. **Свидением Израилевым** пророк назвал, по словам блж. Феодорита, закон, ясно повелевающий собираться на месте, «//которое изберет Господь Бог//» [[old:vtor:12:05|(Втор. 12:5]], [[old:vtor:16:16|16:16)]] [6, с. 613], а по св. Иоанну Златоусту – это свидетельство промышления Божия о еврейском народе – «закон, собрания, богослужение» [5, с. 377]. Кроме сего, Иерусалим служил и политическим центром иудейской земли, как средоточие всякой правительственной и судебной власти: **яко тамо седоша престолы на суд, престолы в дому Давыдове**. То есть там жили цари из рода Давидова и иереи, и там стояли престолы, или скамьи, для суда, который производился царем и его представителями над домом Давидовым, или, что то же – над народом израильским. Упоминание о престолах сделано двукратно: по объяснению св. Иоанна Златоуста, первое относится к престолам архиереев и священников, а вторично престолами называются престолы царей [5, с. 377]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]