[<10>] ====== Толкования на Пс. 121:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** **Тамо во взыдоша колена.** Все колена, исшедшие из Египта Господнею силою, поспешали в этот город — засвидетельствовать или возблагодарить Бога Израилева. **Исповедатися имени Господню** в том, что исполнил Господь дивное обетование. Говорит же, что в нем поставлены престолы дома Давидова; потому что Давид пророчествует о, царстве всех, разумея не правление кого-либо одного, но общее начальство над совершенными и богочестивыми, которыми воздвигается царство Давидово по благодати Христа, давшего власть судить Израиля двенадцати Апостолам, сидящим на двенадцати престолах. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** Этим особенно украшался город, не столько велико­лепием и зданиями, сколько тем, что все стекались туда, когда происходило народное или церковное собрание, или предстоял вопрос о чем-нибудь. Так как здесь находился храм, отправлялись все богослужебные обряды, были и священники, и левиты, и царский дворец, и неприступное (святое святых), и преддверия, и жертвы, и жертвенник, и праздники, и торжества, и молитвы, и чтения, одним словом – так как здесь сосредоточена была вся сущность общественного устройства, то сюда должны были собираться все колена, особенно три раза в год: в Пасху, в Пятидесятницу и в праздник кущей, потому что в других местах все это было не дозволено. Поэтому-то, в похвалу города, он и говорит: **«туда вошли колена»**. Другой (Акила): //«туда восходят скиптры»// (σκηπτρα). Не просто сказал: колена, но: **«колена Господни»**. Хотя все колена были Господними, но им не было дозволено совершать все это в собственном отечестве; такая честь была предоставлена столице, собиравшей и привлекавшей к себе всех. Это было установлено в целях богопознания, чтобы иудеи, блуждавшие повсюду, не имели поводов и путей к идоло­поклонству. Потому Бог и заповедал там приносить жертвы, там молиться, там отправлять торжества, самым ограниче­нием места желая оградить, удержать и обуздать их мысли, склонявшиеся к нечестию. Это и выражает пророк словами: **«колена Господни, по откровению Израилю»**. Что значит: **«по откровению Израилю»**? Величайшее свидетельство, доказательство, знак промышления Божия, при котором не оставалось им никакого оправ­дания, если они отступят, совратятся и уклонятся к идолам. Это было величайшим свидетельством Его промышления, силы и премудрости. Там читался закон, который содержит све­дения и повествования о древних великих событиях; там они, встречаясь друг с другом, соединялись любовью; там совершившиеся торжества служили для них поводом и слу­чаем к взаимным сношениям; усиливался страх (Божий), умножалось благочестие и бесчисленное множество благ проис­ходило от стечения их в этот город. **«Прославлять имя Господне»**, т.е. благодарить, совершать богослужения, молиться, приносить дары и жертвы, что руководило их к благочестию и делало общественное устройство более твердым. **//Беседы на псалмы. На псалом 121.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** При Ровоаме колена разделились, и десять отпали от Давидова царства; по возвращении же стало одно правление, и все стекались в Иерусалим, по закону Божию совершать Богу обычное служение. Посему Пророк предвозвещает здесь, что колена восприимут прежнее единодушие, и будут стекаться в Иерусалим, по обычаю песнословить Бога. //«Свидением»// же Пророк назвал Божий закон, ясно повелевающий Израилю собираться на месте, которое //«изберет Господь Бог»// ([[old:vtor:12:05|Втор.12:5]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня** Это величайшая похвала, какую только мог сделать Иерусалиму народ еврейский. Он, говорит, не столько украшался великим пространством своим и строениями, сколько тем, что трижды в год приходили в оный и собирались двенадцать племен израилевых во время великих и всенародных праздников, т. е. в пасху, в пятидесятницу и в водружение кущей: туда, говорит, в Иерусалим, т. е. до плена, восходили прежде племена Господни, и собирались там, где сии племена называет Господними, как отличный народ Господа и как подчиненный Господу. **Свидение **(во свидетельство)** Израилево, **(чтобы)** исповедатися имени Господню** Сиe в продолжении года собрание в Иерусалим двенадцати племен Израилевых было, говорит, для народа Израильского свидетельством того, что исполнилось обещание, данное Богом Аврааму, т. е. об умножении потомства его и о наследстве обетованной земли. Или под свидетельством должно разуметь то свидетельство, которое дано Израилю Богом: ибо Бог засвидетельствовал и повелел ему собираться в Иерусалим в три времена года, т. е. в три упомянутые праздники. А ровнее сочинение сих слов таково: туда восходили племена Господни, во свидетельство Израилю, так что союз: ибо—излишен. Восходили, говорит, по причине свидетельств и повелений, т. е. по повелению Божию. Для чего же восходили? Чтобы благодарить имени Божию, без околичности иначе — Бога посредством узаконения подзаконного богослужения. //Феодорита//: Свидетельством Израиля называет божественный закон, ясно повелевающий Израилю собраться на то место, которое имел избрать Господь Бог. //Божественного Златоуста//: Целию собрания всех в Иерусалим было богопознание, дабы блуждая везде не подвергались случаям исхода к: идолослужению. Сие то показывая и он говорит: там племена восходили во свндетельство Израилю, т. е. в обличение безответственности их в обращении к идолам. //Стиватийца:// Как, по разделении при Иеровоаме; племен, десять из них отделились от Давидова царства; а по возращении составили одно правительство, и все усердно собирались в Иерусалим по закону для совершения обыкновенного богослужения: так и душевные силы каждого, уклонившись из естественного в неестественное состояние отделяются от царства Божия; а по принесении покаяния соединяются в одно естественное владычество и царство Христово и приносят Богу, как чистую и обыкновенную в сокрушенном духе жертву, естественные движения и действия свои. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** **Тамо бо взыдоша**: куда восходят. **Свидение израилево** – по заповеди, данной Израилю, ежегодно три раза собираться ко скинии [[old:ish:23:17|(Исх. 23:17,]] [[old:vtor:16:16|Втор. 16:16)]]. Закон называется свидением [[old:ps:118:002|(Пс. 118:2)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорить за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню** См. Толкование на [[old:ps:121:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 121:3]] [<10>]