[<10>] ====== Толкования на Пс. 121:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** **Яко тамо седоша престоли на суд.** И по истории, там жилища царей и престолы иереев, что и украшало город, как бы двойным каким венцом и двойною диадемою. А теперь все утрачено, и видны самые малые остатки прежнего благоденствия. **Престоли в дому Давидове.** В этом городе, т. е. в Иерусалиме, поставлены были царские престолы, чтобы совершать правдивый суд. На них восседал первый Давид, а потом восседали происходившие от него по плоти. Поэтому, пророк и именует дом самого Давида. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** Вот и другое преимущество города. Какое? То, что там царские чер­тоги. Это именно означают слова: **«там поставлены престолы для суда, престолы в дому Давида»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик): //«дома Давида»// (του οίκου). Двоякое начальство, священников и царей, там сое­динялось в одно, так что город украшался как бы двойным украшением – венцом и диадемою. Там были судии, к которым восходили дела, превышавшие разумение прочих. Если в каких-нибудь других городах возникал вопрос, приво­дивший в недоумение, то его представляли, как бы на апелляцию, к судьям иерусалимским и оттуда получалось разре­шение. Так было в древности; а теперь все было в жалком состоянии, – было совершенное запустение, разрушение, развалины, немногие остатки зданий жалкого вида, только намекавшие и на­поминавшие о прежнем благосостоянии. **//Беседы на псалмы. На псалом 121.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** Предвозвестив божественное, предвозвещает и человеческое. Поелику в Иерусалиме построен был не только храм Божий, но и царский дом, и туда сходились все решать дела сомнительныя; то Пророк по необходимости предрек и сие, а именно, что не в Самарию пойдут десять колен, но, как при Давиде имели непременное судилище в Иерусалиме, так и по возвращении там будут все собираться. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко тамо седоша **(поставлены были)** престолы на суд, престоли в дому Давидове** Вот и другая похвала Иерусалиму! Там, повествует, в Иерусалиме поставлены царские престолы, т. е. престолы в дому Давидовом для произведения для народа суда. Или первое упоминание о престолах относится к престолам apxиeреев и священников, а вторично престолами называются престолы царей, как изъясняет //Златоуст//. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** Иерусалим служит и политическим центром народа, как средоточие всякой правительственной и судебной власти. В обоих этих стихах представляется основание, зачем так величественно устроен Иерусалим: это и свойственно такому городу, который служит религиозным и политическим центром народа. **Седоша престолы**, т.е. там стоят престолы или скамьи для суда (на суд), который производится царем и представителями его. **В дому Давидове**, по ближайшему толкованию – престолы, с которых произносится суд над домом Давидовым (над Израилем?) **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** //"Престолы суда, престолы дома Давидова"//. Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного "суда". С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят //"престолы дома Давидова"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове** См. Толкование на [[old:ps:121:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 121:3]] [<10>]