[<10>] ====== Толкования на Пс. 122:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения** **Помилуй нас, Господи, помилуй нас.** Повторение это выражает горячность прошения. Просим милости, не как достойные, но как подвергшиеся крайнему поношению. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения** Видишь ли сокрушенную душу? Они просят спасти их по милости, и даже не по милости заслуженной, а потому, что они потерпели великое наказание, как и Даниил говорит: //«умалены, Господи, паче всех народов»// [[old:dan:03:037|(Дан.3:37)]]. То же и они говорят в своей молитве: мы потерпели крайнее бедствие, лишились оте­чества и свободы, сделались рабами иноплеменников, жили в унижении, были изнуряемы голодом, притеснением и жаждою, подвергались оплеванию и были попираемы ногами в течение всего времени: за это прости и помилуй нас. Что значит: **«премного насыщена душа наша»**? Сама душа наша, говорит, ослабела и изнурилась от великих бедствий. Многие, хотя подвер­гаются бедствиям, но переносят их мужественно; а мы, гово­рит, и этого лишились; мы унываем во время бедствий, со­крушаемся. Они не пользовались надлежащим образом дарованными им преимуществами; потому Бог и исправил их противным тому, как он всегда делает. Так Адама, не употребившего на пользу пребывания в раю, Он исправил изгнанием из рая; и жену, сделавшуюся худшею от равной с мужем чести, Он сделал лучшею посредством порабощения и подчинения. Так и этих иудеев, которые от свободы и без­опасности в своем отечестве сделались худшими, необузданными и невоздержными, Он исправляет противным тому. **//Беседы на псалмы. На псалом 122.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Помилуй нас, Господи, помилуй нас; яко по многу исполнихомся уничижения** Видел я однажды, что настоятель сильно бил отрока, и поскольку отрок, по нежности возраста, очень боялся ударов, то после каждого удара с жалобным гласом кидался к нещадно бившему и с ласкою обнимал наносившего с гневом удары. Посему и мы, может быть, так же должны вести себя пред Богом, наказующим нас искушениями и бедствиями, или, лучше сказать, к Нему прибегать в горестном состоянии и искать отрады в Божием суде и Промысле; потому что Бог лучше нас знает, что полезно для нас. Посему будем говорить Ему словами Писания: **«помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения»** [[old:ps:122:03|(Пс. 122:3)]], //«быхом язвени весь день»// [[old:ps:072:14|(Пс. 72:14)]], //«яко исполнися зол душа наша, и живот наш аду приближися»// [[old:ps:087:04|(Пс. 87:4)]]. //«Господи, в скорби помянухом Тя»// [[old:is:26:16|(Ис. 26:16)]], //«не отврати лица Твоего»// от нас [[old:ps:026:09|(Пс. 26:9)]]; но умилосердись над нами, Владыка, преклонись на милость. //«Приклони ухо Твое к молению моему»// [[old:ps:087:03|(Пс. 87:3)]], //«воздвигни силу Твою и приди во еже спасти нас»// [[old:ps:079:03|(Пс. 79:3)]], когда и как угодно Тебе, единый Сильный. **//Письма на разные темы. Диакону Иринею.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** **«Помилуй нас Господи, помилуй нас».** Повторение показывает горячность молитвы. **«Яко по многу исполнихомся уничижения:» «Наипаче наполнися душа наша».** Просим милости, не как достойные сподобиться ея, но как соделавшиеся посрамленными. **«Поношение гобзующим и уничижение гордым»** [в славянском читаем: //«поношения гобзующих и уничижения гордых»//]. А //Симмах// перевел так: //насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, уничижают нас гордые//. Ибо печалят нас насмешки и поругания кичливых Вавилонян. А по переводу седмидесяти должно разуметь так: //«поношение гобзующим и уничижение гордым»//, то есть, премени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помилуй нас, Господи, помилуй нас; яко по многу исполнихомся уничижения** Помилуй, продолжают, помилуй, Господи, пленных нас: потому что мы насытились в продолжении многих лет (т. е. 70 лет) поношениями и ругательствами, как со стороны поработивших нас себе вавилонян, так и со стороны других, соседственных с вавилонянами народов, которые радуются бедствиям нашим и веселятся. Или и со стороны других народов, странами которых они, возвращаясь в Иерусалим, проходили. Повторение же: помилуй, по словам Феодорита, выражает душевную пламенность евреев. Посему они просят, чтобы одним часом были помилованы раньше и скорее были возвращены в свое отечество, в Иерусалим. //Того же//: Видишь ли сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайне жестокие поступки с нами; за сие то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк //Исаия// так: Господи! Помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали [[old:is:33:02|(Исаии 33,2)]]; посему и церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо: и проч.; а из слов //Исаии//, составила другой: Господи, помилуй нас: и проч. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 3-4 **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей. Так, действительно, могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. [[old:neem:04:04|Неем. 4:4)]]. Христианин может молиться таким образом во всякой нужде. Как рабы и рабыни смотрят на своих господ, ожидая от них всего, так мы с доверием и молитвою взираем к Тебе, ожидая от Тебя помощи. **Поношение гобзующим** (изобилующим) стоит вне связи с предшествующим полустишием, как отдельное предложение для полноты смысла нужно дополнять его словом: да будет поношение и проч. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения** //Мы ждем от Тебя помилования, так как за долгое время пребывания в плену уже насыщены презрением от надменных и гордых наших поработителей// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** От лица всего народа израильского, усиливая свою молитву к Богу и как бы усугубляя ее, пророк не раз повторяет прошение о милости, говоря так: **Помилуй нас, Господи, помилуй нас**, пленных и уничиженных, мы так несчастны, так оскорблены и унижены (**помногу исполнихомся уничижения**) со стороны поработивших нас себе вавилонян, и не только от них, но и от соседних с ними народов, которые злорадствуют нашим бедствиям. В особенности (**наипаче**) много приходится нам бедствовать и терпеть оскорбления и поношения со стороны людей богатых и изобилующих (**гобзующих**) земными благами и потому преданных гордости (**уничижения гордых**). «Видишь ли, – замечает на сии слова блж. Феодорит, – сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости, не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайние жестокие поступки с нами, за сие-то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исайя: «//Господи! помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали//» [[old:is:33:02|(Ис. 33:2)]]; посему и Церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо…» и проч., а из слов Исайи составили другой: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...» и проч. [7, с. 1011]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]