[<10>] ====== Толкования на Пс. 122:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** См. Толкование на [[old:ps:122:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 122:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** Другой переводчик (Симмах) говорит: //«много насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых»// (πολλων εχοστάσθη.. έπιλαλούντων των εύθηνούντων, έξευτελζόντων των ύπερηφάνων). Третий (Акила): //«поношения надменных»// (του μυκτηρισμου των ύπερφερω). Четвертый (неизвестный переводчик): //«унижения самих благоденствующих»// (έξουδενωσεως αύτων εύθηνούντων). Они выражают одну и ту же мысль: оплакивают бед­ствия словами: **«напиталась душа наша презрением»**; а семьдесят толковников говорят другое, именно: чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали то же, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и слу­чается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают иску­шения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несча­стные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. **//Беседы на псалмы. На псалом 122.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** См. Толкование на [[old:ps:122:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 122:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** **Наипаче наполнися душа наша** Премного, говорит, и чрезмерно наполнилась и пресытилась душа наша уничижением и бесчестием со стороны вавилонян и других злых народов; почему не имеем силы переносить сие //Златословесного:// Самая душа наша, говорит, обессилела, смутилась от великости зол: потому что можно терпеть много зол, и мужественно переносить; но мы потеряли и это. Ибо как они не пользовались многоразличною честью, как должно, то Бог от себя исправляет их несчастьями: это Он делает и везде. Так поступил и с Адамом: поелику райским житием не пользовались как должно, то исправил их изгнанием оттуда. **Поношения гобзующих, и уничижения гордых.** Если бы, заключает, Господи, обратилось на богатых и счастливых уничижение сие, которое делали нам несчастным и порабощенным; и если бы на гордых обратилось сие презрение и бесчестие, которое причиняли нам смиренным, чтобы не презирали несчастных и смиренных чрез свое счастье и гордость. Этот псалом приличен и всем христианам, совершающим путь, ведущий в горний Иерусалим и обезпокоеваемый видимыми и невидимыми врагами. //Симмах// перевел: Насытилась душа наша поруганием уничижающих и поношением гордых. По такому то переводу сей стих имеет мысль такую, что душа наша наполнилась, когда гордые и надменные вавилоняне осмеивали и злословили нас. А по переводу Семидесяти—другую мысль, как изъясняет //Феодорит:// т, е. дай, Владыко, делам нашим обратный порядок и приведи наши бедствия на гордящихся ныне своею счастливою yчacтью, как изъяснил этот стих и кир—//Евфимий//. Ибо, по //Златоусту//, нет ничего хуже гордости; потому то и искушения и скорби и смерть телесная и многие другие бедствия постигают нас за cии страдания и болезни, дабы бесчисленные узды возложены были на душу легкомысленно возносящуюся и на высоту поднимающуюся. //Безыменного//: Поношение свойственно изобилующим мирскими вещами, а уничижение—гордым, как например, фарисею, уничижавшему мытаря. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** См. Толкование на [[old:ps:122:03#ep_irinej_orda|Пс. 122:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых** См. Толкование на [[old:ps:122:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 122:3]] [<10>]