[<10>] ====== Толкования на Пс. 123:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас** Они были безоружны, наги, пленники, рабы, только что освобо­дились от бедствий, имели город без стен, или даже вовсе не имели города, и по возвращении были для всех готовою добычею; но вместо стены и крепости был у них Бог. То же и мы ныне будем говорить: **«если бы не было Господа с нами..., то живыми они поглотили бы нас»**. Действительно, чего не сде­лал бы враг наш диавол, **«если бы не было Господа с нами»**? Послушай, что Христос говорит Симону: //«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя»// [[new:lk:22:31|(Лк.22:31, 32)]]. Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, полу­чив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разру­шил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил его имение, умертвил его де­тей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то, не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех? Потому и говорит пророк: **«если бы не было Господа с нами»**. Они были весьма малочисленны и бедны, и многие нападали на них по возвращении. Но и в том открывалась премудрость Божия, что не вдруг дана была им безопасность, а мало-помалу и посте­пенно. Бог сделал так для того, чтобы соблюсти их в боговедении и чтобы не исчезло исправление, произведенное в них пленом. Так как избавление от бедствий обыкновенно делает людей более беспечными, то Он и при самом даро­вании благ попускал им подвергаться частым искушениям, чтобы искушения были для них постоянным упражнением в любомудрии. Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными; но различными способами устрояет их спасение. **«То живыми они поглотили бы нас»**. Видишь ли, как он изобра­жает зверство нападающих? Действительно, есть люди, обна­руживающие свирепость зверей, и даже свирепее их посту­пающие с своими единоплеменниками. Зверь, напав однажды, оставляет ярость и уходит, или, будучи прогнан, не нападает более; а люди часто после неудачи опять нападают, стараясь растерзать само тело ближнего. Так безрассуден гнев, так кипит и клокочет эта страсть! **//Беседы на псалмы. На псалом 123.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас** См. Толкование на [[old:ps:123:01#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 123:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас** См. Толкование на [[old:ps:123:01#evfimij_zigaben|Пс. 123:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас** См. Толкование на [[old:ps:123:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 123:1]] [<10>]