[<10>] ====== Толкования на Пс. 124:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** См. Толкование на [[old:ps:124:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 124:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** См. Толкование на [[old:ps:124:02#svt_ioann_zlatoust|Пс. 124:2]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** **Яко не оставит Господь жезла грешных, на жребий праведных** Бог и Ассириян устами Пророка Исаии называл жезлом ярости. Сказано: //«горе Ассирием, жезл ярости Моея»//, и гнева Моего //«в руку их. Гнев мой послю на язык беззаконен», и Своим людем «повеле сотворити корысти и пленение»// [[old:is:10:05|(Ис.10:5–6)]], т. е. употребив Ассириян вместо некоего жезла, вразумляю достойных. Посему и здесь говорит Пророк, что Господь всяческих, по праведному суду Своему, не допустит, чтобы жезл беззаконных положен был на сонм праведных. Потом показывает и причину. **Яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих;** то есть, чтобы имеющие попечение о надлежащем, подумав, что все бывает без порядка и без управления, не поползнулись на худшее, и не извлекли из сего вреда. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных** Давид излагает здесь причину, по которой Бог будет хранить Иерусалим и живущих в нем. Бог, говорит, не попустит жезла, по Златоусту, царства и силы грешников, т. е. нечестивых и злых людей, каковы были и смежные с Иерусалимом народы, чтобы царствовал над праведными, живущими в законе Божием, которые составляют жребий и участок Божий. Грешниками называются также и бесы, которым не попускает Бог искушать до конца рабов Его праведников. Феодорита: Жезлом называет гнев и бич врагов; почему Бог назвал чрез Исаию жезлом гнева Ассирийцев: //горе//, говорит, //Ассирийцам; жезл ярости моей и гнев в руках их. Сей гнев мой на народ беззаконный Я послю// [[old:is:10:05|(Ис. 10, 5-6)]]. **яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** Бог, продолжает, не попускает грешным людям и бесам возмущать до конца праведных, чтобы они (праведники), получая от Бога охранение и помощь, не простирали рук своих, то есть посредством действий на беззакония и злые дела, но всегда служили Богу добродетельными делами. Того же Феодорита: Далее открывает и причину, чтобы праведники не научились злу, т. е. дабы не поползнулись к пороку, подумав, что нет в мире распорядителя и правителя, и от сего не потерпели вреда. Златоуста: Праведники и чрез вразумление искушением, и чрез подаяние благ делаются лучшими и упражняются постоянно в добродетели, получая урок от того и другого. Никита Стифатийский под жезлом грешных разумеет побуждение ко грехy, производимое бесами. Бог не попустит ему замедлить в сердце праведных; потому что Он уязвляет их сильнее жезла и бича и заставляет их печалиться, чтобы чрез закоснение в нем праведники не прострели рук своих к беззакониям, т. е. не дошли до злого действия и не привлекли к себе мысленной смерти. Оригена: Скажем тоже в отношении к тем, которые отрекаются от Бога во время гонения, что поелику сии отрекающиеся не были праведники, то Господь попустил жезлу грешников на жребий их, чтобы они простерли руки свои к беззакониям: ибо у не имеющего отнимется и то, что имеет. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** Настоящее опасное положение не противоречит этому, потому что оно (ибо) только временное; Бог скоро положит конец гнетущей власти язычников над Палестиною, чтобы среди долго продолжающихся страданий не заблудилась вконец, и благочестивые израильтяне и не усвоили поведения нечестивых врагов, дабы войти с ними в лучшие отношения. **Жезл** – скипетр; власть же грешников (язычников) производящая боль, и вследствие этого является, как наказующий жезл; **жребий праведных** – доставшаяся Израильтянам в удел страна. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** Как бы велики ни были бедствия, посылаемые Господом на праведного, последний не останется Им не вознагражденным: Господь его спасет, помилует и не доведет праведника до отчаяния, которое могло бы побудить его искать помощи и защиты у беззаконных. Таковы были и бедствия плена, тяжелые для евреев, но не гибельные для их веры, а имевшие характер очищения ее. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих** Хотя народ израильский получил свободу от рабства и возвратился из плена в свое отечество, но еще не пользуется совершенным спокойствием и полною свободой. И вот пророк, в утешение сему народу, говорит, что настоящее неблагоприятное положение народа, надеющегося на Бога, нисколько не противоречит тому, что Господь защищает свой народ, и что положение его, как временное, нисколько не поколеблется на худшее, что Господь не оставит его без Своей помощи. «Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию» (по переводу с еврейского). **Жезл**, с еврейского, значит: «скипетр, символ власти», и потому **жезл грешных** означает здесь «власть грешников», как бы наказующий жезл. А **жребий праведных** значит: «доставшаяся израильтянам по жребию страна». И посему мысли настоящего стиха могут быть выражены так: настоящее положение народа есть только временное, и Господь Бог не оставит его надолго в сем положении; Он скоро положит конец гнетущей языческой власти над Палестиной, дабы среди продолжающихся столь долго страданий не поколебались, наконец, в своей вере и благочестивые израильтяне и не обратились к верованиям нечестивых врагов, чтобы вступить с ними в лучшие отношения. Так изъясняют этот стих и св. отцы Церкви, как, например, св. Иоанн Златоуст: «Жезлом грешных пророк называет царство врагов. А смысл этих слов следующий: не допустит (врагам) владеть наследием праведных, если же на время Он попускал это, то для исправления, внушения и вразумления. **Яко да не прострут** и проч. Как бы так говорит: искушением научившись и от получения благ сделавшись лучшими, они постоянно будут жить в добродетели и, вразумляясь тем и другим, не прикоснутся к пороку» [5, с. 388–389]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]