[<10>] ====== Толкования на Пс. 126:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь степеней Соломону** //Содержание:// Восьмая песнь воспевается, когда уже положены основания храма, и израильтяне надеются, что согражденное ими будет незыблемо. Поэтому, Псалмопевец прикровенно пророчествует о будущем снова падении храма при владычестве римлян. Присовокупляет же и пророчество о Церкви Христовой. Песнь воспевается пророчественно Соломоном, как есть, без сомнения, псалмы и Захарии и Аггея. Восьмая песнь справедливо считается началом Нового Завета. **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии.** Говорит это иудеям, которые высоко думали о прочности здания. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** В этом псалме говорится о состоянии дел по возвра­щении иудеев из плена. Когда они, по освобождении из плена и по возвращении из страны иноплеменников, нашли город разрушенным, стены и башни обращенными в развалины, и начали восстанавливать их, а между тем многие, завидуя благо­получию иудеев и опасаясь их благоденствия, нападали на них с разных сторон и препятствовали делу, то среди таких со­бытий тратилось время, и было потрачено времени столько, что более сорока лет употреблено на построение храма. Это выра­зили иудеи, когда говорили: //«сей храм строился сорок шесть лет»// [[new:in:02:20|(Ин.2:20)]], разумея не первое построение храма при Соломоне, но последующее, бывшее после освобождения из Персии. Так как много тратилось времени на построение храма, города и стен (построение города потребовало еще больше вре­мени), то пророк, научая их опять прибегает к Богу, объ­ясняет это и показывает, что все будет напрасно и тщетно, если они не приобретут помощи от Бога. Без помощи Божией невозможно не только освободиться из плена, но и восстано­вить стену по освобождении. Что я говорю: восстановить стены и построить город? Даже построенного и оконченного никто не мог бы сохранить, если бы не имел такого содействия. Это говорит пророк для того, чтобы всеми мерами убедить их опять обращаться к помощи Божией, чтобы от спокойствия они не сделались более беспечными. Потому и Бог подавал им блага не вдруг, а постепенно и мало-помалу, чтобы после ско­рого избавления от бедствий они не обратились опять к преж­нему нечестию; и при самом даровании благ часто напоминал им о нападении врагов, непрестанно пробуждая их от бес­печности. Слова пророка сказаны вообще, но получили начало от этого события. Действительно, их нужно прилагать ко всем, чтобы и мы сами не были беспечными, не оставались в бездей­ствии, но чтобы, делая зависящее от нас, возлагали все на Бога, постоянно и во всем держась надежды на Него. Как без содействия Божия невозможно довести дела до конца, так и при помощи Божией, если мы сами будем беспечны и не дея­тельны, невозможно достигнуть конца. **//Беседы на псалмы. На псалом 126.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: «**аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий**» и трудится зиждущий. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 25.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== Ст. 1-2 **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон** Когда Иудеи, по возвращении из Вавилона, начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить, и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии: //«Строившие стену и носившие тяжести… одною рукою производили работу, а другою держали копье»// [[old:neem:04:17|(Неем. 4:17)]]. К этим-то Иудеям пророчески обращается святой Псалмопевец и, научая их надеяться не на труды и старание свое, и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: **«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали»**. Слово **«встаете»**, по изъяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительного наклонения, а неопределенного, то есть вместо «востанете» воставати. Пророк говорит, что, без содействия Бога всяческих, все напрасно, — и **утреневати**, и, по кратком сидении, скоро вставать для охранения города и для предположенного созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнью, по причине восстания врагов, советует иметь надежду на Бога. В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевного дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изъяснил в степенных (3-го и 7-го гласов): «Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град». И «аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается». Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа, содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому Сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости, благодатью Святаго Духа. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Песнь степеней** Соломонова В древности Соломон построил Божий храм, а разрушенный Вавилонянами возстановил Зоровавель. Думаю, что он и называется Соломоном, как ведущий род от Соломона, и как обновляющий Соломоново дело; потому что пророческое слово приличествует не Соломонову построению, но совершенному Зоровавелем по возвращении. В это время Иудеи предпринимали строить, но препятствовали им соседние народы, и сами часто с ними воюя и воставляя на них царство Персидское. И это яснее открывается в писании Ездры. Поэтому Зоровавель, Иисус, сын Салафиилев, и другие с ними, украшенные благочестием, предлагают сие наставление, читаемое в псалме. **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** И зиждущие и стрегущие, никто да не полагается на собственную силу, но да призывают Божию помошь. При ея содействии то и другое удобно, а когда Бог медлит подать помощь, тогда старание человеческое напрасно. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий** Когда евреи возвратились из Вавилона в Иерусалим и начали строить храм и город свой, то встретили препятствия со стороны соседственных и смежных с ними народов, которые им завидовали и вместе боялись того, чтобы Иудеи опять по прежнему не были благополучны и многочисленны. Посему постройка сия храма и Иерусалима длилась сорок шесть лет; так что сколько евреи строили усердно, столько же и язычники препятствовали им всеми способами. Сих то евреев строивших Иерусалим и храм, Давид, научая прибегать к Богу и призывать Его на помощь в строении, говорит так: если не Бог построит дом своим содействием и пособием, то напрасно будут трудиться строящие его. Впрочем Бог отлагал и медлил столько лет своею помощью для того, чтобы мало по малу пробуждать их и не позволить им чрез покой сделаться нерадивыми и чрез доставление скорой свободы возвратиться к прежнему злонравию их. Итак, сии слова получили начало по такому случаю; но излагаются в виде более общем; поелику могут быть прилагаемы и ко всем обстоятельствам. * Слова //Златословесного//: На сие указывают и Иудеи, когда говорят: сей храм строился 46 лет [[new:in:02:20|(Иоан. 2,20)]], сказывая не о прежнем Соломоновом здании, но о втором, построенном уже по освобождении от Персов. //Никиты//, приводящего слова //Златоуста// в Своде: Иудеи убили такое множество язычников, препятствовавших им строить храм и Иерусалим, что от множества крови глубоко промокла земля и сделалась из крови великая грязь: а мертвые тела, как человеческие, так и скотские, своим множеством почти покрыли там землю, и таким множеством червей вскипали тела, что все покрылось ими и от червей ничего нельзя было видеть. Посему и //Неемия// пишет, что строители одною рукою держали оружия строительного искусства и строили, а другою держали оружия для сражения с врагами, которые им препятствовали; когда строили стену, то работавшие разными оружиями были вооружены; одною рукою делали свое дело, а другою держали оружие; и каждый из строителей имел при бедре своем меч, и таким образом строили; а другие близ них трубили роговою трубою [[old:neem:04:17|(Неем. 4,17-18)]]. //Златословесного//: Никто ни из строителей, ни из стражей, пусть не надеется на свою силу, но да призывает на помощь Бога; ибо при сей помощи и то и другое легко; а когда Бог отлагает свою помощь, то напрасно старание людей; все бывает вотще, если не привлечем к себе благоволения Божия. И сие (Давидово) слово мы должны прилагать ко всему, не для того, чтобы самим нерадеть, но чтобы прилагая старание от себя, мы все усвояли Богу; потому что как не возможно без помощи Божией привести дела свои к концу; так и при содействий Божием праздные и нерадивые не могут достигнуть конца. Посему когда делаем что либо, не станем приписывать все себе, но совершающему Богу, а равно, оставивши все, не станем проводить время в бездействии; так как то и другое выражают рассматриваемые нами слова, и то, что зависит от нас, и то, что от Бога. Слова //Феодора Студийского// о восхождениях: Если не Господь созиждет дом души и добродетелей, то напрасно трудимся. А строит кто либо дом душевный, по словам //Никиты Стифатийского//, из разновидных камней добродетелей и исполнением заповедей. Строит же напрасно посредством одного телесного упражнения, если не будет иметь содействующего в строении сем любовью, надеждою и верою Господа; и напрасно хранит город благочестия и добродетели, если не Господь посредством смиренномудрия сохранит его непоколебимым от духов гордости. А сохранит его чрез наитие Святого Духа. //Оригена//: Во-первых, Господь создал из ребра взятого из Адама жену; но как он не строил с Каином, строившим город по имени сына своего Еноха, то сей напрасно трудился. Далее, те, которые двинулись с востока и сказали: дай построим себе город и столп, напрасно трудились в сей постройке: потому что вместе, с ними не строил Господь. Созидая в Египте, евреи стенали, как напрасно трудившиеся; строившие также Иерусалимский храм трудились напрасно, потому что он разрушен; строили и апостолы дом Божий—церковь, и не напрасно трудились; ибо Господь созидал его. Строят неправославные церковь лукавствующих, но напрасно трудятся. И //Иoанн Лествичник// говорит: кто хочет сам по себе вести брань с своею плотию, тот напрасно подвизается: ибо если не Господь разрушит дом плоти, и не созиждет дома души, то напрасно не спит и постится желающий разрушить первый. **Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** И что говорит, продолжает, о строении дома? Если не Господь созиждет его, то напрасно трудятся строящие его, когда и по построении и окончании града, никто не может и сохранить его, если не сохранит Господь его своим промыслом и содействием? //Евсевия//: Дом оный продолжается дотоле, доколе хранит его Господь; а когда сие хранение удалится когда либо (как сказано: се оставляется дом ваш пуст), он превратится в пустыню, так что все старание и все пособие человеческое будет напрасно и излишне. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** По надписи в еврейской псалтири этот псалом написан Соломоном, и против этого нельзя сделать серьезного возражения; напротив, сравнение стихов 1-3 с [[old:pr:10:start|Притч. 10]] и [[old:2ts:12:15|2 Цар. 12:15;]] [[old:3ts:03:05|3 Цар. 3:5-15]] (таковое Он даст Своим любимцам во сне), кажется, говорит за Соломона. В его царствование воздвигнуты были величественные здания, построен дом Господу и дом (дворец) для него самого; Иерусалим и другие города были укреплены [[old:3ts:09:15|(3 Цар. 9:15)]], поставлен был в оные гарнизон (там же [[old:3ts:10:26|10:26)]]; при нем израильтяне вели самую широкую торговлю (там же [[old:3ts:10:15|10:15,]] [[old:3ts:10:22|22,]] [[old:3ts:10:27|27)]], среди величайших опасностей и трудов старались приобресть богатства юго-восточных стран. При таких обстоятельствах Соломон имел достаточно причин и поводов напечатлеть в сердцах строивших, укреплявших города и трудившихся о приобретении богатств, что все, наконец, зависит от благословения Божия. Пусть и удается кому-либо неусыпным трудом собрать себе богатство; он не может приобресть себе, если не даст ему Бог того, что бесконечно больше доставляет ему защиту в его жизни, – детей, потомство. Таким образом, этот псалом, как он стоит в еврейском тексте, может быть вполне объяснен из обстоятельств Соломонова времени. Но уже LXX, кажется, не приписывали его Соломону и не объясняли его в приложении ко времени Соломона; по крайней мере, у них в надписании псалма нет имени Соломона, и в Вульгате имя Соломона поставлено уже в позднейшее время, на основании еврейского текста и древних латинских толковников. Уже LXX могли понимать псалом в приложении к послепленным обстоятельствам, как это делали в позднейшее время многие толковники. Во всяком случае, возвратившиеся из плена во время построения храма и стен городских совершенно кстати могли применять первоначально Соломонову песнь, и последние пророки имели достаточный повод напечатлевать в сердцах соплеменников своих то же самое, что некогда Соломон старался напечатлеть в сердцах своих современников. В то время, когда каждый из строивших подпоясан был мечом [[old:neem:04:18|(Неем. 4:18)]], когда сам Неемия и его братья, и слуги, и стража не снимали с себя одеяния своего (там же [[old:neem:04:23|4:23)]], не спали в обычное время, не излишне было обратиться к бодрствующим, чтобы они не думали, что достаточно против самарян их способностей, их бодрствования; счастливого успеха своих усилий они должны ожидать единственно от Бога. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 1-2 **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон** Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В сем псалме св. пророк изображает благоденствие уповающих на Бога. Его можно рассматривать, во-первых, в отношении в жизни естественной и семейной; во-вторых, в отношении к жизни духовной. В первом отношении он показывает: 1) спокойствие праведных и 2) семейное их благословение. Пророк, во-первых, говорит, что земное благоденствие зависит совершенно от Бога, что без Бога нельзя ни устроить, ни сохранить его. **Всуе труждаются зиждущий, аще не Господь созиждет дом, всуе бде стрегий, аще не Господь сохранит град. ** Потом, обращаясь к людям, которые, не имея благочестия, надеются в своих действиях на собственные силы и, не полагая меры своим желаниям, предаются непомерным и притом суетным трудам. Он показывает тщету труда их. Всуе вам есть утренневати, востаните по седении ядущии хлеб болезни. В таком состоянии находятся люди, одержимые корыстью и честолюбием: они не дают себе покоя; весьма рано встают, трудятся над своим делом и, едва только присядут для отдыха, как опять скоро подымаются потому, что, по их корыстным и честолюбивым видам, им нужно одному дать ответ, другому приказание, иному наставление или оказать приветствие. Обремененные бесчисленными заботами, они не вкушают и хлеба в сладость, а сие или оттого, что от непомерной скупости лишают себя хорошей и здоровой пищи, или оттого, что и добрая пища делается для них горькою от снедающих забот, которыми мучится душа их. Весьма точно Премудрый в книге Екклесиаста изображает их состояние: я видел, говорит он, человека, обремененного трудами, и какая польза ему есть, яко трудится на ветер? Сим изречением очень достаточно объясняется слово пророка. //Всуе вам есть утренневати.// То есть суетен труд их, они не воспользуются и не насладятся им: //не дает ему Бог власти ясти от него, яко чужд муж ясти будет от него// [[old:ekl:06:02|(Еккл. 6:2)]]. А между тем, с какой скорбью соединена жизнь сих суетных трудолюбцев? //Вси дни его во тме, в плаче, и в ярости мнозе// [[old:ekl:05:16|(Еккл. 5:16)]], говорит там же Премудрый. И сие весьма естественно. Богатство его безмерно, а желания еще безмернее. Обыкновенно при больших богатствах бывают большие потери, иногда он слышит, что получил менее, нежели сколько ожидал, иногда приходит должник и просит у него отсрочки или совершенного прощения. Если бы он руководился благочестием, тогда бы и желания его были подчинены воле Божией, и известие об ущербе не возмутило бы души его, и несостоятельному должнику он охотно бы простил во славу Господа Иисуса. А не подчиняя своих желаний закону евангельскому, он все сии случаи встречает с мрачным чувством оскорбления. Досадует на должника, гневается на тех, которые принесли ему неприятную весть о убытке, негодует на самого себя, а иногда и предается глубокому унынию. Таким образом, над ним совершается слово Премудрого: //вси дни его во тме, в плаче, и в ярости мнозе//. Не такова участь благочестивых, они не предаются изнурительным трудам ради земного счастья; трудятся по силе, уповая на Господа, и труд их благословляется. Неумеренная забота не лишает их сна. Предавая судьбу свою Господу, они сладостно засыпают после трудов своих. //Аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя.// Сие выражает Давид, говоря, что нечестивые всуе утреннюют, тогда как благочестивые наслаждаются спокойным сном, егда даст возлюбленным своим сон. Возлюбленные Господом, без сомнения, суть те, которые возлюбили Господа; и мудрено ли, что они наслаждаются сладким сном, когда они знают, что любящим Бога //вся споспешествуют во благое.// А поелику душа, лишенная мира и спокойствия, не дает человеку уснуть, то, конечно, св. пророк вместе со сном разумеет и глубокое спокойствие духа. Премудрый сие состояние благочестивых изображает следующим образом: //видех аз благое, еже есть изрядно, еже ясти и пити, и видети благостыню во всем труде своем, имже бы трудился под солнцем в число дний живота своего, еже дал еси ему Бог; есть же сия часть его// [[old:ekl:05:17|(Еккл. 5:17,]] [[old:ekl:05:18|18)]]. Но вот в чем истинное счастье - так должно понимать Премудрого, чтобы видеть благостыню трудов своих, чтобы ясти и пити; Премудрый, конечно, не то хочет сказать сими словами, чтобы счастье человека состояло в роскоши, и упоении, и объядении. Напротив, словами ясти и пити он означает безбедное состояние и полагает благо человека в том, ежели человек, трудясь в уповании на Бога, не простирает далеко своих желаний, но, довольствуясь малым, в спокойствии снедает пищу, которую он приобрел честными трудами. В этом-то и состоит благостыня трудов его, как выражается Премудрый. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ---- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В предыдущей беседе мы раскрыли значение псалма, из которого взяты сии слова, в отношении к естественной и семейной жизни человека; а теперь раскроем смысл его к жизни духовной. Святые отцы дают ясное на сие основание (Иерон., т.VII, с.474. Август., т.IV, ст.1428,1429), прилагая слова: **всуе трудишася зиждущий, аще не Господь созиждет дом**, к благодатному домостроительству человеческого спасения. Во времена язычества были люди, которые подвергали тело свое различным изнурениям, переносили труды и болезни, почти умерщвляли себя, о них говорит история мудрости человеческой. Неизвестно, для того ли они предавали себя сему умерщвлению, что надеялись сим способом угодить божеству и спастись, или только для того, чтобы заслужить особенное уважение от людей. В сем последнем случае они приносили жертву уже не Богу, а собственному своему самолюбию. Были подобные им и среди иудейской Церкви, которые хотели, так сказать, завоевать или купить Царство Небесное поклонами и изнурительным постом. Однако же они не достигли своей цели, как видно из той дерзкой жалобы, которую они возносят к Богу: //что яко постихомся и не увидел еси, смирихом души наши и не увидел еси// [[old:is:58:03|(Ис. 58:3)]]. Наконец, апостол находил и в самом христианском обществе подобных людей. Он пишет в Послании к Колосс., что некоторые из колоссян не позволяют себе употреблять пищи, налагают на себя особенные правила воздержания и потом, обличая их, говорит, что все сие имеет вид мудрости в самовольной службе и смиренномудрии и не пощадении тела, не в чести коей, к сытости плоти [[new:kol:02:23|(Кол. 2:23)]]. То есть это не составляет истинной, спасительной христианской мудрости и христианского смирения. Сии подвижники, несмотря на то, что без пощады изнуряют свое тело, не достигают того самоумерщвления, которое противополагается плотскому мудрованию. И это весьма понятно: спасительное умерщвление апостол называет распятием плоти со страстьми и похотьми, а непощадение тела подвижников колосских было, по выражению того же апостола, к сытости плоти. Как же это объяснить? Как объяснить то, что они вместе и тела не щадили и плоть свою насыщали? Подвергая тело трудам и различному изнурению, как-то: неядению, лишению сна, они думали в душе своей, что они чрез сие приносят богатую жертву Богу, что сделали все, что нужно для спасения, и что, так сказать, имеют право на Царство Небесное. Следственно, когда тело их изнурялось, тогда дух пресыщался плотскими самолюбивыми помыслами. Изнурение тела нимало не приближало их к спасению, а духовная самонадеянность удаляла от него на бесконечное расстояние. К ним-то можно приложить слова псалма: //всуе вам утренневати, востаните по седении ядущии хлеб болезни//. То есть напрасно лишают они себя сна, потому что бодрствуют не в честь Господу Богу, но в насыщение своего самолюбия. Едва присядут для отдыха и опять принимаются за подвиги, но и опять трудятся на ветер. Потому что думают одним подвигом этим заслужить вечное блаженство. На них также сбываются и следующие слова апостола: //свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася, и гоня закон правды, в закон правды// (праведности) //не достигли// [[new:rim:09:31|(Рим. 9:31;]] [[new:rim:10:03|10:3)]]. Не таким ничтожным подвигом можно приобрести спасение человеку. Для сего нужен был подвиг Единородного Сына Божия, Бога Бесконечного. Нужна была такая глубина смирения, которая не только человекам, но и Ангелам непостижима. Нужен крест, оглашенный смиренными воплями Источника жизни всего живущего. Пища их всегда отзывается болезненным ощущением. Положив себе правило неумеренного поста, они и при малом употреблении пищи уже заботятся, не переступили ли своего правила. Может быть, и в нашем отечестве среди тех, которые уклонились от единства Церкви, есть подобные люди. Может быть, и в недрах самой Церкви некоторые, увлекаясь порывами чувства, допускают не пощадение тела и не примечают, что оно обращается в сытость плоти. Однако, что же? Ужели непозволителен подвиг, бесполезен пост, бесплодно бодрствование на молитве? Нет, установление Церкви имеет твердое основание: опытные знают по опыту необходимость и пользу поста и молитвы в деле спасения. И что сказать о св. подвижниках, которые жили почти одною молитвою и богомолием, не радя о сне и пище. Для сего должно заметить, что и псалом имеет в виду людей, живущих в семействе и в обществе; а подвижники на то и были призваны, чтобы бодрствовать, поститься и молиться, и сила сего звания служила мерою их подвига и укрепляла их. Апостол говорит: //умерщвляю и порабощаю тело мое// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]]. Когда чувствуешь, что тело восстает на дух и препятствует тебе в духовных занятиях благочестия, когда диавол, прикасаясь к утучненной плоти, возбуждает неподобные помыслы - тогда должно употребить подвиг, пост и усиленную молитву. И я совсем не хочу сказать вам, что не нужен подвиг, но хотел только остеречь вас от неумеренности и самонадеянности, предохранить от того поста, который св. апостол называет телесным обучением или упражнением. Кто ограничивает пост одним внешним воздержанием, не упражняя вместе души в духовных добродетелях, тому пост может послужить только к сытости плоти, или духовной гордости, не тело должно убивать, а умерщвлять страсти; неумеренный и неблаговременный пост влечет за собою два весьма опасных следствия: или самое тело упадает под его бременем и жизнь истощается прежде, нежели сердце очистится и душа созреет для вечного блаженства, или неразумный подвижник, изнурив силы, предается беспечности и противоположной жизни; тогда с ним сбывается слово Евангелия: //и елика мнится имети// возмется от него [[new:lk:19:26|(Лк. 19:26)]]. Нужно всеми силами трудиться на поприще спасения, однако не должно надеяться на наши труды, не должно думать, что мы сделали все для спасения или даже сделали что-нибудь, ежели храним пост, воздержание и не опускаем молитвы. Бог действует, и еже хотети, и еже деяти: наше дело трудиться и смиряться. **Аще не Господь созиждет, всуе трудишася зиждущий.** Устроение нашего спасения совсем не то, что здание человеческое. В силах человеческих нет ни основания, на котором бы создался этот внутренний дом, ни теплоты, которою бы он согрелся. Ибо основание есть Христос, и как Господь Иисус Христос, чтобы положиться в основание спасения всего человечества, снисшел в неизмеримую глубину смирения, так и мы не иначе можем положить краеугольный камень нашему спасению, как чрез глубокое смирение, следственно, уничтожая в себе всякую самонадеянность. Теплота, которою согревается внутреннее здание души, есть любовь, а любовь опять не дело человека земного, она изливается в нас Духом Святым. Следственно, опять приобретается смирением; ибо Бог смиренным дает благодать. Наконец, если хочешь, то и самый чертеж, по которому зиждется дом духовный, совсем не подобен тем, по коим зиждутся дома земные. По земным чертежам созидаемые дома имеют много дверей и окон, а посему, живя в них, мы много видим и слышим, чего бы и не хотели видеть и слышать. А был в древности дом, который был устроен по наставлению Божию, в нем была одна дверь и одно окно, обращенное к небу. Без сомнения, вы понимаете, что я говорю о ковчеге. Для чего же Господь Бог дал только отверстие для света именно к небу? Может быть, для того, что ковчег носился в воде, и если бы отверстие было в стенах, то вода потопила бы его? Это правда. А разве духовный человек, в настоящей жизни, не так же носится среди волн мирских сует, житейских забот и различных греховных впечатлений, как ковчег среди потопа? Но сим вместе показывается и то, что душа наша должна беспрестанно возноситься к небу. //Очи наши ко Господу//, говорит св. пророк. //Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя// [[old:ps:120:01|(Пс. 120:1)]]. А что опять дает нам урок, что как в созидании внутреннего дома, при всей усиленной работе, мы должны только уповать на Господа Бога, так и в хранении его беспрестанно призывать Его помощь. Бдите, говорит Спаситель, и молитесь, да не внидите в напасть [[new:mk:14:36|(Мк. 14:36)]]. //Беспрестанно молитесь// [[new:1sol:05:16|(1 Сол. 5:16)]], так научает и св. апостол, ни одной минуты не своди очей своих с неба, беспрестанно молитвенным подвигом держись у подножия престола Божия. Доколе на земле - ты идешь по трясине; одна минута самозабвения - падешь в глубину, и волны греха унесут тебя. Были великие подвижники, но диавол в самое краткое время похитил у них плоды многолетних трудов и подвигов, потому что они понадеялись на себя и прервали молитвенный союз с Источником благодати, Иисусом Христом. Не помните ли мудрого изречения великого Антония? Неподалеку от его пустыни был один еще не преклонных лет подвижник, он имел великие дары благодати, народ славил его; сказали о нем Антонию. Этот инок, отвечал мудрый старец, есть корабль, нагруженный дорогими талантами, но, кажется, этот корабль не достигнет пристани. В самом деле, чрез несколько времени талантливый инок пал сильным падением; в сем состоянии он просил старца помолиться, дабы ему дано было десять дней на покаяние, но десяти дней не прошло, а он уже был в вечности. Так опасна самонадеянность, так должно беспрестанно смиряться пред Богом, трудиться со всем усердием на поприще спасения и сознавать себя рабом неключимым. Трудно восстать человеку, который много надеялся на себя в деле своего спасения. Потерпев падение или преткновение, чего нельзя избежать в настоящей жизни, он предается нетерпению, мучительной тоске и неисцельной болезни, потому что много думал о своих силах и оказался бессильнее младенца. Не таково в сем случае состояние христианина, который в деле спасения сознает себя ничтожным и уповает на единую благодать Божию. Он и падает, но не сокрушается, ибо беспрестанно носит в себе мысль, что он в беззаконии зачат и рожден; чувствует, что от собственных сил его нечего больше и ожидать, как падений и преткновений. И как, стоя право, смиренно уповал на Господа, так и, встретив преткновение, еще с большим смирением и с большим упованием вопиет к Нему о прощении и скоро исцелевает. //Не скорби неразумно и неумеренно о самых пред Богом велицех прегрешениях//, так научает св. Димитрий (Азбука Дух. Кн.1), нетерпеливая скорбь о грехе, скорбь, соединенная со рвением, есть дело самолюбия: христианин, подвергшись греху, с умиленными слезами исповедует его Господу и вскоре успокоит себя надеждою на заслуги Христа Спасителя. Не сравняются, говорит св. Димитрий, грехи наши пучине Божиих щедрот, иже туне нас милосердием своим спасет. К сему, в духовном смысле, можно приложить слова пророка: дал сон возлюбленным своим. Пророк знает, что и возлюбившие Господа, и возлюбленные Господом не могут пройти без преткновения в настоящей жизни; однако ж они и после преткновения, и даже падения, не предаются мучительному отчаянию, но, омыв грех покаянием, опять наслаждаются миром душевным, который был нарушен грехом. Впрочем, из сего не следует, что должно проводить жизнь в праздности и беспечности. Человек рожден на труд, только труд должен быть умеренный. То есть не надо из видов честолюбия или корысти предаваться труду, который выше наших сил, изнурять тело и лишать себя необходимого для природы человеческой отдыха. Труд должен быть соединен с покорностию судьбам Божиим. Посмотрите на земледельца: он много проливает пота над нивою, но плод не в его руках, а в руках Божиих; много трудится, но и малое вознаграждение принимает с покорностию и не ропщет на Бога. Так и во всяком деле трудиться должно усердно, а какой будет плод труда, это есть дело Божие. Наконец, повторяю, не должно избегать труда и предаваться беспечности и праздности, но должно остерегаться труда самонадеянного и самовольного. У всякого есть труд, данный от Бога; сим трудом и должно заслуживать Царство Небесное. На это указывает Премудрый в книге Екклесиаста. //Видех аз благое, еже есть изрядно, еже ясти и пити, и видети благостыню во всем труде своем, имже трудился бы под солнцем, в число дний живота своего, яже дал есть ему Бог, яко сия часть его// [[old:ekl:05:17|(Еккл. 5:17)]]. Наконец, труд должен быть направлен во славу Божию, и плод его также посвящен славе Божией. Потому что и труд, и плод есть дар Божий, по словам того же Премудрого. //Всякому человеку, емуже дал есть Бог богатство, и имение, и власть даде ему ясти от того, и прияти часть свою и возвеселитися о труде своем. Сие дар Божий есть// [[old:ekl:05:18|(Еккл. 5:18)]]. Впрочем, опять не должно полагать, чтобы веселие, которое доставит нам труд, или плоды наших трудов состояли только в том, чтобы есть и пить. Св. писатель хочет сим изобразить довольство и спокойствие в жизни. Дар Божий должен быть и посвящен во славу Божию. Нельзя лучше возвеселиться о труде, как употребляя плоды труда по заповеди Божией. Именно, что может быть приятнее того удовольствия, когда мы плодами трудов своих утешаем и успокаиваем престарелых родителей, облегчаем нищету сирых, помогаем бедствующим. Вот самый благородный плод, который мы можем получить от трудов своих, плод, и приятный Господу, и питательный для нас самих. Потому что и здесь утешает нас, и в будущей жизни готовит нам блаженный отдых и сладчайшую пищу при торжестве Безлетного Агнца. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у 70-ти последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд //"песней восхождения"//, писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Притч и Еккл), где последний в основание поведения человека полагает "страх Господень" и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом. Ст. 1-2 **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон** //Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит// Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом. Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. - //"Возлюбленному Cвоему Он дает сон"// - не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Песнь степеней** Псалом сей так же, как и предыдущие семь псалмов, есть песнь степеней. Но в Псалтири, изданной по благословению Священного Синода Библейским Обществом, по переводу с еврейского, к общему всем этого рода псалмам надписанию прибавлено слово: «Соломона», а потому полное надписание сего псалма читается так «Песнь восхождения, Соломона». Такое же прибавление имеется и в латинских изданиях, или, что то же, в Вульгате. Разница сего надписания происходит оттого, что многие как из древних, так и новейших толкователей относили происхождение сего псалма ко временам построения первого храма Иерусалимского при Соломоне, тогда как другие, в том числе св. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит и Афанасий Великий, приписывали сей псалом составителям послепленного периода. Основания для такого отношения толковников к сему псалму имеются и в самом содержании его, что видно будет из самого объяснения псалма, который начинается так: **Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий** Первым делом израильтян, по возвращении их в Иерусалим, было построение храма на месте разоренного Навуходоносором Соломонова храма. Побуждениями к сему были: во-первых, ревность о славе имени Божия со стороны тех благочестивых израильтян, которые трудились над этим делом и, во-вторых, повеление давшего им свободу царя Кира, который не только повеление о построении Храма всенародно объявил повелением Господа Бога Небесного [[old:ezd:01:02|(1 Ездр. 1:2)]], но и сделал распоряжение о выдаче пособия на строительные материалы из государственной казны и о сборе благотворительных пожертвований на сие дело от частных лиц золотом, дорогими вещами и скотом [[old:ezd:01:06|(1 Ездр. 1:6)]]. Блж. Феодорит, приступая к объяснению сего псалма, делает над ним такое надписание: «Песнь восхождений, Соломона», и затем объясняет его так: «В древности божественный храм построил Соломон, по разрушении же его вавилонянами, восстановил его Зоровавель. Он-то, полагаю, называется Соломоном, как происходящий от Соломонова рода и как обновляющий Соломоново строение. Ибо не к Соломонову строению относятся пророческие сии слова, но к созданному по возвращении при Зоровавеле. Итак, современники Зоровавеля и Иисуса, сына Салафиилова, и с ними украшавшиеся благочестием произносят то, что содержится в сем псалме» [6, с. 620]. Так же почти говорит и св. Иоанн Златоуст: «На сие указывают и иудеи, когда говорят: сей храм строился сорок шесть лет [[new:in:02:20|(Ин. 2:20)]], сказывая не о прежнем Соломоновом здании, но о втором, построенном уже по освобождении от персов» [7, с. 1021]. Постройка второго храма производилась долгое время, потому что производилась с большими препятствиями. Родственные иудеям самаряне и другие соседние народы, завидуя их благополучию и опасаясь, как бы они не сделались таким же могущественным и сильным народом, каковым были прежде, при царях Давиде и Соломоне, препятствовали их работам, и сами, своими нападениями, и разными клеветами и ложными доносами правительству персидского царя, так что насколько иудеи усердно работали, настолько же враги их препятствовали им всеми способами. И потому требовалось особенное пророческое возбуждение и частое напоминание о Боге, как верховном строителе, о том, что в делах человеческих все будет тщетно, если не поможет Он, верховный Строитель, а потому, чтобы, усердно работая, уповали не на свои силы, а на помощь Божию, и призывали Бога в своих молитвах. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Напрасно и вообще люди будут трудиться, если на их труды не будет благословения Божия, не только в частных, домашних занятиях, но и в делах городских и общественных. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]