[<10>] ====== Толкования на Пс. 126:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** //Оттрясенными// называет отверженных из народа первого; сыны их, т. е. Апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** Благоденствие их не ограничится только этим, т.е. построением, сохранением и многочадием, но к этому присоединится и нечто другое; а что именно, пророк объ­ясняет в дальнейших словах: **«что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных»**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «связанных» (πεδητων). Смысл слов его следующий: они не только будут находиться за без­опасными стенами, в укрепленном городе, среди многочис­ленных детей, но и будут страшны для врагов, так страшны, как стрелы. Не сказал просто: **«стрелы,** но** в руке сильного».** Стрелы сами по себе не страшны, но: когда они в руках че­ловека сильного, тогда грозят смертью нападающим. Так они будут страшны. Кто они? **«Сыновья изгнанных»,** т.е. тех, ко­торые некогда были слабы, были связаны. Он постоянно напо­минает им и о прежних бедствиях во время благоденствия, чтобы всеми средствами исправить сердце их, – и тем, что они потерпели, и тем, от чего избавились, и тем, чем бу­дут наслаждаться. **//Беседы на псалмы. На псалом 126.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Яко стрелы в руце сильного, тако сынове отрясенных** Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно неким стрелам, пущенным рукой сильного. По изъяснению Афанасия Великого, **"оттрясенными"** названы здесь Иудеи, отверженные за распятие Христа. **Сыны** их, то есть апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. «**Сыновья** молодые (**оттрясенные** — слав. перев.), которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** А //Феодотион// перевел: //как стрелы в руке сильнаго, так сыны юности.// Также перевели //Акила// и //Симмах//. Сказует же Пророк, что, уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно некиим стрелам, пущенным рукою сильнаго, и мы, которые теперь немощны и крайне бедствуем (сие значит слово: //«оттрясенных»//) получив помощь свыше, соделаемся крепкими. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко стрелы в руце сильного, тако сынове отрясенных** (насилием) Как, продолжает, стрелы кажутся страшны, когда находятся в руке сильного воина,—по причине силы и способности его: так и сыны стряхнутых, т. е. изможденных, по словам //Феодорита//, рабством Иудеев, покажутся врагам страшными по непобедимой силе Божией, находящейся, по изъяснению Златоуста, с ними. Можно понимать и в высшем значении, что так и духовные сыны учителей наших, ослабленных мысленным пленом бесов, окажутся страшными бесам. //Златоуста//: Не в том, говорит, только будет состоять благоденствие, не в строении, не в благочадии только, но к сему прибавится и другое. Что же такое? Сыны их будут страшны в бранях, как стрелы. Божественный //Кирилл// стрясенными почитает потомков Израиля, как отпадших от божественной благодати за безумные поступки против Христа; но происшедшие от них сыны —богодухновенные ученики—сделались как бы стрелами, пускаемыми рукою Сильного, т. е. благомощныни и весьма крепкими: ибо ими действует сильный Господь (о Котором сказано: стрелы Твои изощрены, Сильный!), и истребляет все, возносящееся против Него. Поелику же и по спасительному обыкновению евреев юноши и сильные к брани называются стрясенными, как это мы видим у Неемии, что половина стрясенных (сильных) додали дело, а другая половина из них были на страже [[old:neem:04:16|(Неем. 4,16)]]: то прилично облекшиеся в нового человека при стрясении с себя ветхого человека вместе с делами его, будучи подражателями Сильного в делах своих, производимых с разумом и называемых руками их, держат стрелы—изощренные слова, которые они способны метать. Итак, мы читаем, что сыны стрясенных при строении дома Господня, держали стрелы и мечи и другие орудия, так что одною рукою производили постройку, а другою бросали стрелы в тех, которые хотели воспрепятствовать сооружении дома Божия. Такова ревность и в божественных учителях в строении дома для Бога в каждой душе учеников своих и вместе в противлении помыслам и злым силам, старающимся препятствовать возрастанию сего строения. Слова //Никиты Стифатийского//: Сыны стрясенные, т. е. изнемогших и изнуренных от покаяния, возвратив себе чрез покаяние образ и подобие, и облекшись во Христа, становятся в pyке сильного Бога как бы стрелами, которые бросают и вонзают в лукавого, от которого сами были уязвляемы прежде, почему и проводили жизнь в немощи и великом изнурении. ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В сем изречении св. пророк продолжает изображать семейное благоденствие людей, уповающих на Господа. Пред сим он сказал, что благочестивые люди наслаждаются спокойствием, между тем как не имеющие упования на Господа беспрестанно суетятся и лишают себя сна и отдыха. А в настоящем изречении он показывает, что благословение Божие, осеняющее их семейную жизнь, осеняет и детей их. Обратим сперва внимание на выражение, которым пророк изображает людей благочестивых. Он называет их оттрясенными. Что же значит это - люди оттрясенные? Мне кажется, пророк берет подобие от смоквы или от другого плодовитого дерева, которое отрясают. Тогда все гнилые плоды и листья отпадут от него, и остаются на нем плоды свежие. Подобно сему Спаситель говорит, что Небесный Вертоградарь отребляет плодовитую лозу,// да множайший плод принесет// [[new:in:15:02|(Ин. 15:2)]], или ближе к подлиннику: сим понятием представляется, что дерево от сильного потрясения бури исторгается из своего места, и поелику, по словам пророка, оно не остается бесплодно, следственно, пересаживается и утверждается на другом месте. Что же это значит? Псалмопевец хочет выразить изменение, которому человек подвергается в жизни. Потрясенный бедственными приключениями и скорбями, он очищается от греховных привычек и наклонностей и, как бы исторгнутый из средины обилия и богатства, рукою Промысла поставляется в состояние нищеты и недостатка, а в другом отношении, исторгнутый из почвы греха, силою строгих посещений Божиих, переносится на почву добродетелей и благочестия. У сих-то людей, потерпевших сильное потрясение в жизни, сыны уподобляются стрелам в руке сильного. Какое странное сравнение! Так обыкновенно говорят люди, которые все хотят измерять по обычаям своего века и по правилам своего рассудка. Напротив, какое мудрое сравнение! Как оно многозначительно, как наставительно для детей, а вместе и назидательно для родителей. Не правда ли, что стрела в руке сильного совершенно покорна ему? Скоро она стремится к цели, к которой направлена, и не знает отдыха в своем стремлении. Не так ли благовоспитанные дети бывают покорны воле своих родителей? Не со всею ли быстротою стремятся они к исполнению родительской воли? Не случалось ли видеть вам, как невинный отрок спешит, куда пошлет отец его? В сем случае сравнение пророка ясно выразилось в нашем народном слове: как из лука стрела, бежит он. Так обыкновенно говорят о людях, которые ревностно исполняют волю старших. И мы были бы гораздо счастливее, ежели бы и в настоящем веке юные сыны уподоблялись этим стрелам псаломским! Ежели бы юноши были подобны стрелам в руке сильного, не только в отношении к родителям по плоти, но и ко всем, которых должно разуметь под именем родителей. Рано в настоящее время оставляют службу, скоро переходят с одного поприща на другое, неохотно исполняют приказания начальников, и после кратковременного труда, не достигнув совершенства, предаются покою, или, лучше сказать, праздной и недеятельной жизни. Не такою является стрела в руке сильного, с необыкновенною легкостью летит она к цели своей: так легко было бы юношам действовать на поприще служения, ежели бы они хранили совершенную покорность старшим. Не напрасно св. пророк счастие иметь таких детей приписывает людям оттрясенным, то есть людям, испытанным скорбями и бедствиями. Дети людей, пользующихся постоянным счастьем, при самом блистательном воспитании, редко не приучаются к неге, мало испытывают нужд, редко отказываются от своих желаний. Напротив, родители, испытавшие нужду и переворот в жизни, воспитывают детей своих в труде и терпении; по самой необходимости они переносят многие нужды в жизни, редко удовлетворяют своим желаниям. Отсюда они делаются терпеливы в трудах, сильны и неуклонны в достижении своей цели, твердо преодолевают препятствия и не утомляются от постоянной деятельности. Вот урок, который св. пророк дает сынам, сравнивая их со стрелами в руке сильного. Но в сем сравнении есть урок и для родителей. Не только направление стрелы, но и скорость ее полета зависит от руки сильного, который пускает ее. Пушенная вверх, она не полетит вниз, с противной стороны, наклоненная вниз, не воротится на высоту. Таково в некотором отношении влияние родителей на детей их: от родителей зависит указать им цель жизни и дать направление или благородное, высокое и небесное, или низкое и земное. Ежели родители с малолетства твердят своим детям о будущей жизни, о страшной участи грешников, ежели стараются внушить им любовь ко Господу Иисусу Христу и ближним, водят их в церковь, приучают к посту и молитве, научают утешаться христианскими праздниками, то можно надеяться, что дети, пущенные на поприще жизни с сим направлением, пойдут прямым путем благочестия и сделаются истинными христианами. Напротив, чего ожидать от детей, когда родители сами идут на зрелища и их ведут с собою, в часы общественной молитвы веселятся и забавляются и детей делают свидетелями забав своих, говорят противное Евангелию и позволяют детям участвовать в разговорах их? Сами не ходят в церковь, да и о детях не позаботятся, чтобы они посещали храм Божий и благоговейно присутствовали при богослужении! Чего, говорю, ожидать от детей, когда юношеские страсти начнут действовать в сердцах их? Не с такою ли же быстротою понесутся они по пути разврата, как пущенная стрела несется по воздуху? Не правда ли, что стрела в чистом поле не имеет никакого препятствия, которое бы остановило ее, так и они не получили никакого правила или внушения, которое бы обуздало их порочные наклонности. Наконец, под именем оттрясенных - или, по значению подлинного слова, исторгнутых из корня - пророк, по предведению, разумел израильтян, из отечества переселенных в пленение вавилонское. Пророк видит, что, наказанные за неверие и порочную жизнь пленением вавилонским, иудеи, наконец, очищаются покаянием и возвращаются в свое отечество. Бог снова благословляет их семейным счастьем, и у них-то рождаются сыны, подобные стрелам в руке сильного. Кто же эти сыны, и кто этот сильный, которому они покорны, как стрела стрельца своего? Сильный - это Господь наш Иисус Христос, а сыны означают апостолов. Так, по замечанию Златоуста, и Сам Спаситель называет их: //аще Аз изгоню бесы о князе бесовстем, то сынове ваши о ком изгонят// [[new:mf:12:27|(Мф. 12:27)]]//? // Как стрелы, св. апостолы, посланные Иисусом Христом, проносятся во все концы вселенной, везде поражают врага Господня, то есть диавола, везде уязвляют сердца любовью к Господу Иисусу. И теперь эти таинственные стрелы носятся над нами в евангельском слове, дабы возбудить в сердцах наших любовь ко Господу. Отворим убо сердца и умы: пусть они уязвляются любовью евангельскою. Сие уязвление будет цельбою смертоносных ран, которыми страдают души грешников. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** Что для героя его стрелы, оборонительное и наступательное оружие, то для угнетенных теперь израильтян будут их многочисленные дети. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных** См. Толкование на [[old:ps:126:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 126:3]] [<10>]