[<10>] ====== Толкования на Пс. 126:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** **Блажен, иже исполнит желание свое от них.** Из них ублажает тех, которые воспользуются учением. **Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.** Явственно указывает на явление проповеди. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** Другой (Феодотион) говорит:// «блажен, кто наполнит колчан свой ими»// (φαρετραν). Т.е. и это будет дано им: сила телесная, страх для других невыносимый, многочадие, безопасность, красота го­рода, победа и трофеи на войнах. Потому он и ублажает их, как имеющих наслаждаться таким благоденствием. Они бу­дут, говорит, вооружены. Но не в этом поставляет их бла­женство, а в том, что они не постыдятся. **«Не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими»**. Что это? Величайший тро­фей, величайшая слава, торжество, блаженство. Их не будут порицать, как будто не удостоившихся промышления Божия, или как будто имеющих бессильного Бога, или хотя и силь­ного, но отвергших от себя Его промышление своими грехами. Напротив, отличаясь всем этим, – городом, стенами, стра­жей, детьми, оружием, силою, – они не будут скрываться при виде врагов, но будут встречать их с великим мужеством, украшаясь, превозносясь, величаясь всем этим, как знаком Божия покровительства над ними. Верх всех благ и венец блаженства – быть в состоянии величаться помощью Божиею. По­этому пророк этим и оканчивает речь, научая всех, прежде всего, искать этого украшения и хвалиться им. **//Беседы на псалмы. На псалом 126.//** ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** См. Толкование на [[old:ier:17:16#prp_isixij_ierusalimskij|Иер. 17:16]] ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия, и прочих исчисленных даров Божиих. **«Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах»**. У древних был обычай: не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города, у ворот, и там разговаривать с ними. Вот изъяснения псалма в буквальном историческом смысле. «**Блажен, иже исполнит желание свое от них** (Блажен человек, который наполнил ими колчан свой»), то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам **во вратех**, то есть в дверях сердца своего. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** //«Блажен, иже исполнит желание свое от них»//, то есть от врагов; потому что не только не будем побеждены, но и их преодолеем, и все будут нам завидовать. //«Непостыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех»//, то есть, когда пред вратами будем разсуждать с послами, присланными от врагов. Сказал же сие согласно с древним обычаем. Ибо присылаемых послов не пускали во внутрь врат, но давали им ответ за вратами. Всем же сим показывает Пророк непреоборимость надежды на Бога. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** **Блажен, иже исполнит желание свое от них** Блажен будет, присовокупляет, тот иyдей, который исполнит желание свое ими. Чем? Явно—строением и участием в храме и в городе Ирусалиме, облегчением и освобождением от брани со врагами, многочадием и добрыми детьми и другими подобными дарами и благами Божиими. Божественного //Кирилла//: Называет счастливым имеющего намерение исполнить желание свое, которое имеет к изучению предметов божественных, исполнить ими, т. е. таинственным учением святых наставников. //Феодорита//: Блажен, говорит, кто исполнит желание свое ими—врагами: ибо не только говорит мы не унизимся пред ними, но и победим их, так что все станут завидовать нам. **Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** Те, говорит, евреи, которые исполнят желание свое исчисленными благами, как мы сказали прежде, не останутся в стыде, по причине какого либо изнеможения и несчастья своего, когда приблизятся и станут, говорит, врагам своим во вратах города Иерусалима, потому что все дела их, как внутренние, так и внешние, будут счастливы. Или не постыдятся более Иудеи от тех слов, что будто имеют бессильного Бога, каковым называли Его в посмеяние враги их—язычники до окончания постройки храма и Иepyсалима; но будут говорить с ними весьма смело и сильно. У древних был обычай не принимать послов от врагов своих внутри города, но встречать их вне города у ворот и там, по словам //Феодорита//, разговаривать с ними. По словам //Кирилла// и //Евсевия//, апостолы столько имели смелости и присутствия духа, что не только говорили прилично в церкви Божией, но и стоявших вне у ворот и врагов славы и истины могли обличать словом и разрушать всякое лживое учение их. Блажен также и тот, кто исполнится (насытится) новым заветом и исполнит его. Исходя из сей жизни и ответствуя противным силам во вратах небесных, при которых у всякой души бесы, стоя вне, требуют ответа, не постыдится. //Cтифaтийcкого//: Tе, которые исполнили свое желание божественною любовью и избрали действие по природе, не постыдятся, когда будут говорить врагам своим демонам посредством мыслей при вратах, т. е. при нападениях их посредством чувств. Ибо сии то (чувства) суть //те// врата, которыми входит к нам умственная смерть. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** Счастлив поэтому человек, которому Господь дает детей по желанию; они вступятся за него, когда враги восстанут против него. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** //Вот выражение Божественного благоволения - дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа// В обилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения. Писатель выясняет значение, в чем заключается внешнее благо при многочадии и в чем здесь видно Божественное благоволение: дети являются охраной своих родителей, дети же являются и охраной города и отечества от врагов, когда выступают на защиту тех и других при нападениях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех** Если слово** от них** относить к последним словам предыдущего стиха –// сынове оттрясеных//, то возникает такой вопрос какое желание отца от сыновей, если оно исполняется, может доставить блаженство их отцу? Конечно, нужно ответить, что всякий добрый отец желает, чтобы дети его вырастали благовоспитанными и честными, украшенными непорочностию и добродетелями. И если это желание отца исполняется, то он воистину **блажен**. Благовоспитанные дети в то время, о коем идет речь, были покорны воле своих родителей, ревностно исполняли волю старших и начальствующих. О, если бы и в наше время юноши были подобны стрелам, управляемым рукою сильного! Это искусное управление стрелами рукою сильного ясно указывает на влияние родителей на детей в деле воспитания последних. От родителей зависит указать им цель жизни и дать направление или благородное, высокое и небесное, или низкое и земное. Если родители с малолетства твердят своим детям о будущей жизни, о страшной участи грешников, ежели стараются внушить им любовь к Господу Иисусу Христу и ближним, водят их в церковь, приучают к посту и молитве, научают утешаться христианскими праздниками, то можно надеяться, что дети их, вышедшие на житейский путь с таким направлением, пойдут прямым путем благочестия и сделаются истинными христианами. И наоборот, нельзя ожидать хорошего от детей, когда родители их сами идут на зрелища и их ведут с собой в часы общественной молитвы, сами веселятся и забавляются и детей делают свидетелями забав своих, говорят противное Евангелию и позволяют детям участвовать в разговорах их, когда сами не ходят в церковь, да и о детях не позаботятся, чтобы они посещали храм Божий и благоговейно присутствовали при Богослужении. Таково объяснение по переводу славянскому с греческого, а по переводу с еврейскою стих сей читается так: «блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». Под словом «ими» по смыслу речи нужно разуметь слово «стрелами», которыми наполняли колчан. Таким образом, здесь приходится говорить опять о стрелах, а говорить о них – значит повторять то же, что сказано //о сынах оттрясенных//, которые в предыдущем стихе сравниваются со стрелами //в руце сильного//. Сии //сынове, яко стрелы в руце сильного//, с помощию Божией, способны и готовы на все. Они укрепляют стены Иерусалима и работают при постройке Храма; мечами и стрелами из лука отражают врага, нападающего на них и препятствующего их работам; они, наконец, как искусные дипломаты, **не постыдятся** и тогда, **егда глаголют врагом своим во вратех**, т.е. когда придется им договариваться с врагами у ворот города, так как известно, что у древних было в обычае не принимать послов от врагов своих внутри города, но встречать их вне города или у ворот и там вести переговоры. По словам св. Иоанна Златоуста, пророк здесь ублажает тех, коим даны будут сила телесная, страх для других невыносимый, многочадие, безопасность, красота города, победа и трофеи на войнах. Они будут, говорит, вооружены. Но не в этом (пророк) поставляет их блаженство, а в том, что они не постыдятся – не только не будут порицаемы от других, как лишенные промышления Божия, но в состоянии будут величаться помощию Божиею» [5, с. 396]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]