[<10>] ====== Толкования на Пс. 127:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего** См. Толкование на [[old:ps:127:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 127:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«во внутреннейших»// (έν τοις έσωτάτοις). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«в чреслах»// (έν τοις μηροις). **«Вот так благословится человек, боящийся Господа!»**. Что, скажи мне, говоришь ты? Это ли блаженство? Это ли благо – благосостояние дома, наслажде­ние своими трудами, множество детей, жена? Нет; это только – прибавление. //«Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам»// [[new:lk:12:31|(Лк.12:31)]]. Так как пророк говорил людям еще несовершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными. Не удивляйся этому. Если Павел во время такого любомудрия поступает так же с людьми, пре­смыкающимися по земле, убеждая их таким же образом, то тем более это свойственно пророку. Где же так поступает Павел? Во многих местах. Так, когда он рассуждает о девстве, то ничего не говорит им о будущем, но представляет только освобождение от скорбей, происходящих от брака [[new:1kor:07:28|(1Кор.7:28)]]. Также, когда говорит о почитании родителей, то убеждает таким же образом: //«первая//, говорит,// заповедь с обетованием»//. Какая заповедь? //«Почитай отца твоего и мать... и будешь долголетен на земле»// [[new:ef:06:02|(Еф.6:2, 3)]]. И опять, когда пишет о любомудрии в отношении к врагам, представляет чувственную награду, выражаясь так: //«делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья»// [[new:rim:12:20|(Рим.12:20)]]. Но Христос – не так, потому что Он беседовал не с слабыми; но за девство Он назначает царство, а за любовь ко врагам – уподобление Богу, сколько возможно для людей быть подобными Богу. И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: //«все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные»// [[new:evr:11:13|(Евр.11:13)]]. Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостоя­ние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, //«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку»// [[new:1kor:02:09|(1Кор.2:9)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 127.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего** Поелику в то время признавалось это благоденствием; то пророческое слово обещает им плодородие жен, так что уподобятся оне цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Жена твоя яко **(виноградная)** лоза плодовита в странах дому твоего** Жена, прибавляет, твоя, боящийся Бога, будет как виноградная лоза, изобилующая плодами, т. е. жена твоя будет многочадна в окрестностях, т. е. четырех странах и в ограде твоего дома. Другой перевел сие так: во внутреннейших местах дома твоего, называемых чертогами и девичьими покоями, где находится для успокоения и одр. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего** **Яко лоза плодовита** в странах дому твоего – плодородная виноградная лоза, вьющаяся у стен дома – образ многочадной матери, живущей только для семейства. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего** Жена сравнивается с плодовитой //"лозой в доме твоем"//. Евреи имели обыкновение, как и сейчас делают на Востоке, виноградные лозы садить около жилищ, так что ветки их обвивались вокруг самого здания. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждення масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа** Продолжая речь свою к обществу богобоязненных и ходящих по пути заповедей Божиих людей, пророк говорит: ты блажен, и благоуспешна твоя жизнь: жена твоя будет так благоплодна, как виноградная лоза, рассаженная по сторонам дома твоего, она породит тебе многих сынов и дочерей, подобно лозе, рождающей многие ветви и приносящей много плода. У тебя, как наделенного благословением Божиим, будет много сынов и дщерей, столь благонравных и всем любезных, что они, как новонасажденные масличные деревья, всегда зеленеющие и приносящие обильный и прекрасный плод, присутствуя вокруг (**окрест**)** трапезы твоей**, одним видом своим будут доставлять тебе удовольствие. «Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (пер. с евр.). Маслина (оливковое дерево) славилась более своими плодами, из которых добывается и теперь деревянное масло, которое служит к смягчению болезней, а потому есть символ небесной благости. Пророческое слово обещает боящимся Бога многочадие и плодородие жен, уподобляя последних цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами. «Так как пророк говорил людям несовершенным, – замечает св. Иоанн Златоуст, – то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными». В высшем же духовном значении, по словам того же св. Иоанна Златоуста, «жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза, а сыны его суть ученики и подражатели, и преемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом, и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами Божественного Слова» [7, с. 1028]. А по словам блж. Феодорита: «Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы» [7, с. 1028]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]