[<10>] ====== Толкования на Пс. 128:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** Что это значит? Они, говорит, строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: **«на хребте моем»** означает или хитрость и ко­варство, или напряженность и великую силу; т.е. они старались сокрушить саму силу мою. Другой переводчик (Акила и Феодотион) вместо: де­лали, сказал: //«возделывали»// (ηροτρίασαν), дабы показать, что они козни про­тив праведника обратили в занятие. **«Увеличивали беззаконие свое»**. Что говорит он? Показывает, что они нападали не только с силою, но и с великой настойчивостью, употребляя много вре­мени, обращая козни в занятие и продолжая действовать непре­станно. Между тем они, говорит, не имели никакого успеха, не по нашей силе, а по силе Божией. **//Беседы на псалмы. На псалом 128.//** ===== Свт. Андрей Критский ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** //Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.// //**Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 2.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** **«На хребте моем делаша грешницы».** //Акила// же и //Феодотион// перевели: пахали. Разумеет же пророческое слово бичи и язвы, какия злочестивыми наложены на победоносных мучеников. Сие же претерпели и блаженный Даниил, и чудные Анания, Азария и Мисаил, и при Антиохе Маккавеи. **«Продолжиша беззаконие свое».** //Акила// перевел: //продлили//, а //Симмах//: //не преставали озлоблять//, то есть, долго были в войне со мною, приумножали свое беззаконие. ===== Евфимий Зигабен ===== **На хребте моем делаша грешницы** (зло)**: продолжиша беззаконие свое** Нечестивые, продолжает, и злые язычники, смежные с Иерусалимом, строили зло на спине моей, т. е. не столько спереди и явно делали зло, но и сзади и тайно. Или производили зло, находясь близ нас, и терзая самые плоти наши и продолжительно борясь с нами. По //Златоусту//: На хребте моем, значит, силились самую силу мою сокрушить; так как хребет есть изображение силы. //Феодорита//: сии слова означают нанесение победоносным мученикам ударов и ран нечестивыми. По словам же //Никиты// в Своде, они имеют высшее значение такое: не малая похвала праведникам терпеть брань от диавола, а злые ее не имеют; потому что они друзья и покорные им. Ибо слова: не превозмогли меня, может сказать только тот, кто получил власть от Бога—Слова наступать на всю силу вражию. Хорошо сказано на хребте моем делали. Ибо бесы не смеют в лице стоять праведнику, или сражаться, стоя насупротив, но скрытно стараются строить козни: если бы грешники прямо в лице делали зло, то смертельно поразили бы сердце, метая в него стрелы злых помышлений, и зрение наполнили бы пагубными видами и прочие посредством подлежащих им чувственных вещей. Но он имеет их сзади, как забывающий заднее, а простирающийся вперед и позади (вслед) Господа Бога ходящий. Слова Вел. //Василия//: Продолжают беззаконие свое—те, которые на подобие веревки плетут грехи и прилагают грехи ко грехам; которых оплакивая Исаия говорит: горе тем, которые привлекают грехи свои, как долгим вервием, и как ремнем от ярма юницы (коровы)—неправды свои. //Оригена//: Чем кто более продолжает беззаконие свое, тем далее поставляет себя от Бога. ===== Евагрий Понтийский ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** Не будь словолюбивым и славолюбивым, иначе не только на «**хребте**» твоем, но и на «лице» твоем будут **делать грешницы**. И будешь ты во время молитвы посмешищем для них, увлекаемый и обольщаемый ими на чудовищные помыслы. //**Главы о молитве.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** **Делаша** – делали, строили, ковали; указание на египетские работы. Это тяжкое, несправедливое притеснение продолжалось, как известно, долгое время, а также и на притеснение со стороны филистимлян и др. в период судей. С евр. на спине моей пахали злые пахари, провели длинные борозды (знаки от плетей). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** **На хребте моем делаша беззаконницы.** Пророк изображает сим тяжесть гонений, которым враги подвергали истинную Церковь. Феодор. указывает на времена Даниила и времена Маккавеев. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое** //"На хребте моем орали оратаи"// - образ тяжелых бедствий, которые приходилось переживать еврейскому народу, когда на его хребте сидели враги и гнули его к земле, т. е. заставляли сильно страдать. Можно здесь разуметь и вавилонский плен, время гражданского бесправия евреев. Под хребтом некоторые разумеют гору Сион и Иерусалим, который был разрушен вавилонянами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона** В этих стихах пророк продолжает речь о тех враждебных и злокозненных действиях, какие враги народа израильского употребляли при своих нападениях на него. Он употребляет здесь метафорическую речь, в которой разными подобиями сравнивает положение народа своего, по одним толкованиям, с наковальнею, на которой кузнецы куют медь и железо, и этим подобием означает беспрестанное и весьма тяжкое гонение, так как ничто чаще и сильнее не бывает подвержено ударам, как наковальня. То же самое означается и следующими словами: **продолжиша беззаконие**, ибо продолжение беззакония есть не что иное, как продолжение гонения, которое всегда претерпевают добрые от злых. По другим толкованиям, наиболее согласным с подлинником, бедственное положение народа сравнивается с хребтом, на котором землепашцы проводят длинные борозды. «На хребте моем орали оралом (землепашцы), проводили долгие борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых» (пер. с евр.). По толкованию св. Иоанна Златоуста, враги строили козни не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляли обманы, нападая тайно, ибо выражение **на хребте моем**, говорит св. Иоанн Златоуст, означает или хитрость и коварство, или напряженность и великую силу, т.е. «они старались сокрушить самую силу мою» [5, с. 404]. По мнению блж. Феодорита, «пророческое слово разумеет здесь бичи и язвы, какие злочестивыми наложены на победоносных мучеников. Сие же потерпели и блаженный Даниил, и чудные Анания, Азария и Мисаил, и, при Антиохе, Маккавеи» [6, с. 624]. О словах: **продолжиша беззаконие свое**, св. Иоанн Златоуст говорит так «Нападали не только с силою, но и с великою настойчивостию, употребляя много времени, обращая козни в занятие, и продолжая действовать непрестанно» [5, с. 404]. Пророк видит и напоминает, что **Господь праведен**, как потому, что попустил евреям страдать для того, чтобы они исправились и сделались благоразумнее, так и потому, что наказал врагов их, за восстание против них из зависти. **Выя грешников**, по переводу с еврейского, «узы», а у других переводчиков – «сети, тенета», но это не представляет никакой разницы по существу. По словам блж. Феодорита, «вместо выи, Акила и Симмах употребили: «тенета», а Феодотион: «узы». И все истинно, ибо все сети, какие ни устрояли святым, Бог рассек, и узы, которыми обложены были, сокрушил, и самые шеи грешников отсек» [7, с. 1031–1032]. В этих словах заключается утешение для верных и богобоящихся израильтян, но еще большее утешение представляют последние слова: **Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона**. В них пророк говорит верным, что хотя гонители ваши сильно угнетают ныне** хребет и выю** вашу, но будьте благодушны! Господь, праведный Судия, вскоре угнетет и **ссечет выи** их, чтобы больше никогда не вредили вам, и тогда **постыдятся** все те, которые прежде с гордостию торжествовали над вами, которые **ненавидели** и гнали вас, **все ненавистники **Церкви, или** Сиона**, обратятся в бегство и погибнут. Что и показывает нам история Церкви христианской. Разве неизвестно, как постыждены были и как погибли враги и гонители Церкви: фараон, Навуходоносор, Валтасар, Нерон, Диоклетиан и многие другие? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]