[<10>] ====== Толкования на Пс. 129:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь степеней** //Содержание:// Одиннадцатая песнь содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания народу новому. Явственно же проповедует очищение, которое есть Христос. Ибо о Нем сказано: //и Той очищение есть о гресех наших// ([[new:1in:02:02|1 Ин. 2,2]]). Ст. 1-2 **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего** Ушами у Бога представляем себе и Ангельские силы; чрез них моления наши восходят к Богу. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** Что значит: **«из глубины»**? Не просто устами, не просто языком, – потому что слова льются и тогда, когда мысль блуж­дает, – но из глубины сердца, с великим усердием и рев­ностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью. Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корни в землю и обхватив­шее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает на землю, так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диа­вола; а молитвы, исходящие из рта и с языка, но не проис­ходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося, потому что малейший стук возмущает его и всякий шум отвлекает его от молитвы, – уста его изда­ют звук, но сердце пусто и ум не занят. Не так молились святые, но с такою ревностью, что преклонялось и все тело. Блаженный Илия, готовясь молиться, во-первых, искал уеди­нения; потом, положив голову между коленами и воспламенив в себе великую горячность, таким образом совершал мо­литвы [[old:3ts:18:42|(3Цар.18:42)]]. Если хочешь видеть и прямо стоящего на молитве, то посмотри опять на него же, когда он обратился к небу и молился с таким напряжением, что низвел огонь свыше [[old:3ts:18:36|(3Цар.18:36–38)]]. Также, когда он хотел воскресить сына вдовы, то простерся весь и совершил это воскрешение, не рассеиваясь и не зевая, подобно нам, но воспламеняясь рев­ностною молитвою. **«Из глубины **(сердца)** я воззвал к Тебе, Господи»**. Здесь пророк употребляет два выражения: **«из глубины»** и **«воззвал»**, разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. **«Господи, услышь голос мой!»**. Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что не­возможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет долж­ного с нашей стороны; потому он наперед сказал: **«из глубины... воззвал»**, а потом: **«услышь»**; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы. **//Беседы на псалмы. На псалом 129.//** ---- Сила молитвы угашала силу огненную, укрощала ярость львов, прекращала брани, отверзала врата небесные, расторгала узы смерти, прогоняла болезни, отражала нападения, спасала грады от землетрясения, отвращала и свыше несущиеся удары, и человеками готовимые наветы, и всякого вообще рода бедствия. Молитву же опять разумею не ту, которая только в устах вращается, но ту, которая исходит из глубины сердца. Ибо как дерева, глубоко в земли пустившие корни, не сваливаются и не исторгаются, какие бы сильные ветры ни нападали на них; потому что корни крепко держат их в земле: так и молитвы, из глубины сердца возсылаемыя, будучи там укоренены, безопасно простираются горе, никаким приражением помыслов не быв уклоняемы от сего направления. Почему и Пророк говорит: **«Из глубины воззвах к Тебе, Господи»** [[old:ps:129:01|(Пс. 129:1)]]. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Песнь степеней** Лик праведных приносит моление Богу; а сие подтверждает начало псалма. **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** **«Из глубины воззвах к тебе Господи»**, то есть: извнутри, из самаго сердца возсылаю моление. Ибо Божественное писание обвиняет тех, которые молятся только устами; и в одном месте Пророк Иеремия говорит Богу всяческих: //«близь еси Ты уст их, далече же от утроб их»// (Иер.12:2); и сам Бог устами Пророка Исаии обвиняет Иудеев, говоря: //«людие сии устнами почитают Мя, сердцем же далече отстоят от Мене»// ([[old:is:29:13|Ис.29:13]]). А теперь молящиеся возсылают из глубины сердца. ===== Евфимий Зигабен ===== **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** **Из глубины воззвах к Тебе, Господи** Пророк Давид написал сей псалом для передачи того, каким образом, и с какою пламенностью он молился во время искушений, и какие слова произносил в молитве, и вместе учит возвратившихся из Вавилона в Иерусалим евреев подражать ему в ней во время приключающихся им искушений и уповать на Бога. Я, так начинает, воззвал к Тебе, Господи, из глубины сердца моего, а не поверхностно только устами моими: потому что молитва из глубины сердца есть самая пламенная, а произносимая одними устами и языком есть самая хладная; и только первого вида, т. е. произносимая из глубины сердца, возносит произносимые, посредством умственного слова в глубине сердца слова с напряжением и силою, и напрягает и устремляет к Богу весь ум молящегося. А молитва, производимая одним только ртом и устами, возносит к Богу одни только слабые слова молитвы без напряжения и силы, движа внешние только орудия звука. Далее воззванием здесь называет громкий голос, т. е. громкий не по силе и ударению отвне воздуха, но громкий по силе и напряжению внутренней расположенности сердца. Слова //Феодорита//: Сию молитву приносит Богу лик праведных. //Златословесного//: Как крепкое и пустившее далеко в глубь земли корень дерево может противиться всякому напору ветров, а держащееся на поверхности потрясается и слабым ветром; так и молитвы, когда восходят из глубины и имеют корень в самой глубине, и при появлении бесчисленных помыслов и при ополчении диавола, бывают напряженны, неослабны и непреодолимы; а исходящие только из рта и уст не стремятся в высоту и не могут взойти к Богу по причине нерадения молящегося; такового и стук останавливает и шум удаляет от молитвы, и хотя рот издает голос, но сердце праздно и ум пуст. //Безыменного//: В Притчах написано: вода глубокая слово в сердце мужа [[old:pr:18:04|(Прит. 18,4)]], и в книги Иудифь: глубины сердца мужа не откроете, и слов разума его не постигнете [[old:iud:08:14|(Иуд. 8,14)]], и Самарянка сказала: колодезь глубок, и Апостол: Дух все испытывает, и глубины Божии. Итак, поелику глубина (весьма часто) берется в хорошую сторону, то посему и пророк говорит: из глубины я воззвал к Тебе. //Феодорита//: Божественное Писание не одобряет тех, которые издают голос одними только устами; Итак, пророк Иepeмия говорит к Богу—виновнику всех: близок Ты к устам их; но далеко от утроб их (почек их), то сам Бог чрез пророка Исаию укоряя говорит: люди сии устами своими чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня. А молящееся теперь воссылают моление из глубины. **Господи! услыши глас мой** См. Толкование на [[old:ps:129:02#evfimij_zigaben|Пс. 129:2]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** Совершенно справедливо считают этот псалом просительною и покаянною молитвою вавилонских пленников. Народ, от имени коего говорит псалмопевец, находится в глубоком бедствии (**из глубины**), которое, по его сознанию, заслужено им. В таком положении он обращается ко Господу с молитвою услышать его и помочь ему. **Глубина** – водная глубина, служит здесь, как нередко и в других местах, образом великого бедствия, и притом, как кажется, не только греховного бедствия, но и внешнего, в которое ввергнул грех, и следовательно – образом внутренней и внешней нужды. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Этот псалом - тоже молитва к Богу евреев, находящихся в плену, из которого они жаждали освобождения и об этом усердно молили Господа. **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой** //"Из глубины"// - разумеется бедствий плена и отвержения от Бога, выражением чего он и являлся. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Песнь степеней** В ряду **песней степеней** поставлена и эта покаянная молитва, которая, согласно свидетельству древних и новейших толковников (см. Scripturae sacrae cursus completus, Cant. grad. CXXIX, pag. 475), была в употреблении иудеев, плененных в Вавилон. Последние в сей молитве, быв угнетены игом рабства, молятся о Божественной помощи и всю надежду спасения возлагают на Бога. Впрочем, некоторые из новейших толковников приписывают псалом сей Неемии и возвратившимся вместе с ним из Вавилона иудеям, жаловавшимся на лукавство и притеснения со стороны самарян и других враждебных народов, которые усиливались воспрепятствовать им при восстановлении стен Иерусалима. А с другой стороны, нравственная порча, от которой предостерегали послепленного Израиля его тогдашние учители и руководители, успела уже довольно глубоко проникнуть в его среду. Это со скорбию сознавали все еще не совсем развратившиеся израильтяне ([[old:ezd:09:01|1 Ездр. 9:1–4]], [[old:ezd:10:01|10:1–2]], [[old:ezd:10:09|9]], [[old:ezd:10:12|12]] и проч.); поэтому им прежде всего нужно было смиренно молить Господа, чтобы Он простил грехи его и по великому Своему милосердию не подверг бы его еще большим наказаниям, за беззакония его. Таковы и были покаянные молитвы благочестивого Ездры [[old:ezd:09:06|(1 Ездр. 9:6–15]]; [[old:neem:09:06|Неем.9:6–38)]], так, без сомнения, молились тогда и все сыны Израилевы, когда во дни общественного покаяния «//постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих исповедовались пред Богом в грехах своих//» ([[old:neem:09:01|Неем. 9:1–2]] и др.). Такую именно молитву представляет собою и псалом 129. Подобно благочестивому Ездре, псалмопевец живо чувствует всю глубину нравственного повреждения Израиля и, в сознании того, что он не только недостоин милостей Божиих, а заслуживает гнева и наказания Божия, – возносит молитвенный вопль к Господу, чтобы Он не был строгим Судиею и карателем его преступлений, но по Своему милосердию, ради обещанного от Него помилования кающимся грешникам, даровал ему прощение всех беззаконий его. Вот как выражается этот молитвенный вопль: Ст. 1–2 **Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего** Под именем **глубины**, из которой громко взывает псалмопевец к Богу, он разумеет, во-первых, ту глубину, в которую падает человек грехом. В сознании глубины своего грехопадения, он громким голосом выражает свое прошение к Богу об услышании молитвы своей. Господь Бог, как вездесущий и всеведущий, везде может слышать и видеть, но человек грехом своим настолько удаляет себя от Бога, что Он может и не внимать его молитве, как бы не слышать ее. Пророк взывает громко не в смысле сильного напряжения и ударения воздуха, но по силе и напряжению внутреннего расположения сердца, **взывает из глубины души** и вопиет подобно пророку Ионе, возопившему из чрева китова и морской глубины, и надеется быть услышанным, как услышан был и сей пророк. Взывая из самой глубины сердца, с полным и искренним признанием своей греховности, псалмопевец-пророк просит, во-первых, о том, чтобы Господь **услышал голос** его и, во-вторых, чтобы обратил внимание на его молитву. Хотя Бог все видит и слышит, но когда Он не исполняет по нашему прошению, то нам и кажется, что Он недостаточно внимателен к нашей молитве. Вот почему пророк, желая быть услышанным, не только взывает гласом, но вместе с тем и просит, чтобы Господь Бог удостоил его внимания Своего к его молитвам и исполнил их. Две вещи узнаем из сего, говорит св. Иоанн Златоуст, что вообще нельзя получить того, что зависит от Бога, если у нас не будет того, что зависит и от нас; почему сначала говорит: **из глубины я воззвал**, а потом прибавляет: **услыши**; далее, что молитва напряженная и исполненная слез умиления имеет большую силу пред Богом и может убедить и преклонить слух Его к произносимому в ней [5, с 407]. И Сам Господь чрез пророка Исайю, укоряя, говорит, что напрасно («всуе») «//люди устами своими почитают Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня//» [[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]