[<10>] ====== Толкования на Пс. 129:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** **Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит?** Повторение слова: //Господи, Господи// — выражает удивление величию Божия человеколюбия; у Него, говорит пророк, и очищение, а не в наших заслугах. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчислен­ных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, про­рок для уничтожения такого недоумения говорит: **«если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?»** Слово: **«кто»** здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью. Это мы говорим не для того, чтобы ваши души преда­вались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. //«Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»// [[old:pr:20:09|(Притч.20:9)]]? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал. Но Бог, не смотря на все это, призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра, не обвиняет ли то, что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений, после такого предостережения и совета? Но Господь, не смотря на это, поставил его первым апостолом. Потому и говорил: //«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя»// [[new:lk:22:31|(Лк.22:31–32)]]. После этого, если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех нашел бы виновными. Вот по­чему и Павел говорил:// «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь»// [[new:1kor:04:04|(1Кор.4:4)]]. **«Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи»**. Не напрасно пророк употребляет повторение, но в знак сво­его удивления и изумления великому человеколюбию Господа, бесконечному Его величию и неизмеримой пучине Его благости. **«Кто устоит?»** Не сказал: кто убежит, но: **«кто устоит?»** Не в состоянии будет, говорит, даже устоять. **«Ибо у Тебя (лишь) очищение»**. Что значит: **«ибо у Тебя... очищение»** Избежать нака­зания можно не за наши добродетели, но по Твоей благости, по­тому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его, то наши дела не в состояние спа­сти нас от будущего гнева. Объясняя это, сам Бог чрез пророка говорит: //«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»// [[old:is:43:25|(Ис.43:25)]], т.е. это – Мое Дело, дело Моей благости, Моего человеколюбия; твои дела никогда не в состоянии избавить тебя от наказания, если не присоеди­нится Мое человеколюбие. И еще: //«Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас»// [[old:is:46:04|(Ис.46:4)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 129.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** **«Аще беззакония назриши Господи».** Лик праведных умоляет Господа, не соразмерять наказаний с грехами. Так и блаженный Анания беззакония народа приписал своему лицу. **«Господи, кто постоит?»** Если правдиво будешь держать весы суда, кто в состоянии будет перенести произносимый на него приговор? Ибо всем необходимо подвергнуться гибели. **«Яко у Тебе очищение есть».** У Тебя с правдою сопряжено человеколюбие, и обычно Тебе водиться больше последним, нежели первым. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит** Если, говорит, Господи, испытаешь и строго рассмотришь все беззакония людей, то кто из них перенесет испытание и исследование сие? Или кто окажется безвинным и чистым? Верно, никто. Так и Соломон говорит: кто похвалится, что у него невинное сердце? или кто скажет смело, что он чист от грехов [[old:pr:20:09|(Прит. 20,9)]]? и Павел также: все согрешили и лишены славы Божией [[new:rim:03:23|(Рим. 3,23)]], и еще: ничего за собою не знаю; но тем не оправдываюсь [[new:1kor:04:04|(1 Кор. 4,4)]]. Двойное же: Господи, Господи! есть выражение удивления великой любви к людям и благости Божией. //Златословесного//: Не возможно, не возможно никому, представляя с точностью отчет в делах своих, получить когда-либо милость и человеколюбие. //Феодорита//: Если праведно судишь держать весы правды, то кто в состоянии будет вынести приговор, произносимый ею? Тогда неминуемо все должны ожидать погибели. **Яко у тебе очищение есть** Яко (на греч.) поставлено вместо: действительно. Действительно, говорит, и истинно у Тебя, Господи, собственно, снисхождение и истинное помилование; потому то и снисходительно и человеколюбиво, а не строго Ты испытываешь грехи людей. То есть не в наших подвигах (говорит златый Святитель) но от благости, говорит, Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: Я есмь очищающий беззакония твои [[old:is:43:25|(Исаия 43,25)]], т. е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия. Посему твое ни сколь не достаточно к увольнению тебя от наказания, если не присоединится то, что зависит от Моего человеколюбия. //Оригена//: Находящееся у Господа умилостивление за беззаконие есть Христос: ибо Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира [[new:1in:02:02|(1 Иоан. 2,2)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** Хотя народ, как он это теперь совершенно ясно видит, вполне заслужил такие страдания и за свои беззакония не достоин помощи; но если бы Господь не забывал в Своем милосердии беззаконий людских, тогда пред Ним никто не устоял бы, даже самый благочестивый человек. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть** Пленники просят от Бога снисхождения к своим грехам. Нет на земле ни одного человека безгрешного; если бы Господь стал карать каждого за совершенный им поступок, то никто не избежал бы Его осуждения (//"если ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит?"//). Но Господь может очистить от грехов и потом помиловать, о чем и молит писатель ([[old:ps:129:04|4]] ст.). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа** Приступая к изложению своего прошения, или предмета своей молитвы, об очищении грехов и помиловании, пророк как бы ставит себя самого на суд Божий и говорит, что на суде сем, где все, не только дела, но и самые сердечные помышления людей будут видны и противопоставлены правде Божией, о самооправдании всякому человеку нечего и думать. Если Ты, Господи, говорит он, испытаешь и строго по закону рассмотришь (**назриши**) все неправды и беззакония людей, то кто устоит пред таким испытанием? Или кто окажется безвинным и чистым (см. [[old:pr:20:09|Притч. 20:9]]). «//Все согрешили и лишены славы Божией//, – говорит св. апостол Павел, – //нет праведного ни одного//» [[new:rim:03:23|(Рим. 3:23]], [[new:rim:03:10|10)]]. И если кто еще надеется получить оправдание и помилование, то не иначе, как «//по великой Твоей милости//», по молитве с покаянною верою, что «//по множеству щедрот Твоих Ты очищаешь беззакония людей//» [[old:ps:050:03|(Пс. 50:3)]]. Яко у тебе очищение есть, и потому все верующие в Иисуса Христа получают, по слову того же апостола, «//оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе//» [[new:rim:03:24|(Рим. 3:24)]]. «То есть не в наших подвигах, – говорит св. Иоанн Златоуст, – но от благости Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: «//Я есмь очищающий беззакония твои//» [[old:is:43:25|(Ис. 43:25)]], т.е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия» [7, с. 1034–1035]. Дальше псалмопевец заканчивает свои мысли так: душа моя потерпе в слово Твое, т.е. душа моя уповала на слова Твои, Господи, или, что то же, на обещания, данные Тобою патриархам и предкам нашим в том, что мы наследуем землю обетования, и что, если будем послушны Тебе, будем вкушать блага земли [[old:is:01:19|(Ис. 1:19)]]. И на другое данною Тобою обещание уповала душа моя, именно, что Ты спасешь угождающих Тебе и кающихся во грехах своих. И только на Господа уповала душа моя, а более ни на что в мире. «На слово Твое, – говорит св. Иоанн Златоуст, – я имею добрые надежды, на какое? Слово человеколюбия, ибо оно говорит: как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» [7, с. 1035]. По толкованию блж. Феодорита, здесь словом назвал обещание благ, а человеколюбие обещал кающимся [6, с. 627]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]