[<10>] ====== Толкования на Пс. 130:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь степеней** Содержание: Двенадцатая песнь сподобившегося приять очищение учит не превозноситься в уповании на свое усовершение, но смиренномудрствовать. **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** и прочее Чтобы не превозноситься, для сего полезнее всего, говорит Псалмопевец, упражняться в добродетели, противоположной превозношению, каковой учил и Спаситель, говоря: //аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное// [[new:mf:18:03|(Мф. 18,3)]]. Разумеет же детей, отнятых от матерней груди, изображая тем скорбь. Ибо ребенок не отстает от матери, болезнуя о том, что лишен молока. Так и я, говорит пророк, в несчастьях непрестанно молился Богу, без чего понес бы на себе самое тяжкое наказание. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою** Что это? Павел называет неразумием – хвалить самого себя даже в случае необходимости, почему и говорит: //«дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили»// [[new:2kor:12:11|(2Кор.12:11)]]. А пророк, неужели не знал этого, хвалясь теперь не пред двумя, тремя или десятью человеками, но, пред всею вселенною, и хвалясь так: я смирен и умерен, смирен чрезмерно и кроток? Это именно означают слова: **«если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей»**. По­чему же он делает это? Потому, что это дело не всегда не­позволительно, но иногда бывает и необходимо, и даже слу­чается, что мы бываем неразумными не потому, что хвалимся, а потому, что не хвалимся. Потому и Павел говорит: //«хвалящийся хвались о Господе»// [[new:2kor:10:17|(2Кор.10:17)]]. Так, кто не хвалится крес­том, тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верою, тот презреннее всех; кто не хвалится и не превозно­сится этим, тот непременно погибнет. Вот почему апостол и говорил с дерзновением: //«я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа»// [[new:gal:06:14|(Гал.6:14)]]. Также сказано: //«да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь»// [[old:ier:09:23|(Иер.9:23, 24)]]. А когда хвалиться худо? Когда мы де­лаем это, как фарисей. Почему же, скажешь, Павел сказал: //«дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили»//? По­тому, что он говорил о делах своей жизни и поведения, о которых не следовало говорить без нужды. Но в другом месте он говорит: //«если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину»// [[new:2kor:12:06|(2Кор.12:6)]]. Таким образом, кто говорит истину, по требованию обстоятельств, тот не безумен. Следовательно, и пророк, когда хвалится, не безумен, потому что говорит истину. А для чего он обратил речь свою к этому предмету? Для того, чтобы научить слушателей по избавлении от зла не возвращаться к безумию, по освобождении от уз не неистовствовать снова и не подпадать игу другого плена. Повествуя о своих качествах, он вразумляет слушателя, и не говорит: я надмевался, и удержал эту страсть, – но что? **«Не превозносилось сердце мое»**, т.е. этот порок даже не коснулся души моей. Сердце его было как бы некоторою необуреваемою прис­танью, не допускавшею к себе волн порока, который есть источник всех зол и корень крайнего нечестия. Что же зна­чит: **«Не превозносилось сердце мое и не превозносились очи мои»**? Я не возвышал бровей, говорит, и не поднимал шеи. Из внутреннего источника страсти болезнь выходит и на наружность, приводит и тело в состояние, сообразное с внутренней зара­зою. **«Не входил я в великое и дивное, что выше меня»**. Что значит: **«в великое»**? С людьми надменными, богатыми, гордыми, тщеславными. Видишь ли истинное смиренномудрие? Он не только сам был свободен от этой болезни, но избегал и заражен­ных ею, и избегал подобных собраний, по великой ненависти своей к надменности; отвращаясь этого порока, он не только сам избегал его, не только сделал область сердца своего недоступною для него, но и от преданных ему убегал далеко, чтобы не получить от них какой-нибудь заразы. Немаловажное дело – избегать надменных, ненавидеть гор­дых, отвращаться от них и гнушаться ими; это – величайшая опора добродетели, величайшая ограда смиренномудрия. **«Что выше меня»**. Другой: //«и в превышающем меня»//. **«Если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей»**. Другой (Симмах): //«так да воздастся душе моей»// (ανταπδοθείη). Это – усиленное выражение. Если я, говорит, не был смирен, как грудное дитя при матери своей, но надме­вался сердцем своим, то пусть будет воздано душе моей. Смысл слов его следующий: я не только был чист от этого порока, т.е. гордости, и не только удалялся от имеющих его, но и в высшей степени приобрел противоположную ему добро­детель – смирение, умеренность, сокрушение. То же и Христос заповедал ученикам: //«если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»// [[new:mf:18:03|(Мф.18:3)]]. Я приобрел, говорит, такое смирение, какое у грудного дитяти; как оно держится за мать, бывает смиренно, чуждо всякой надменности, просто и кротко, таким и я был в отношении к Богу, держась Его постоянно. Впрочем, он не без причины упоминает о грудном дитяти, но хочет изобразить скорбь свою, затруднение, уныние, великость зол. Как дитя, будучи отнято от сосца, не отстает от матери, но хотя и плачет, скорбит, сетует, доса­дует, гневается, однако держится за мать и не отстает от нее, так и я, говорит, в скорби, в затруднении и во всех многочисленных несчастьях был предан Богу. Если же я не был таким, говорит, то пусть будет воздано душе моей, т.е. пусть она подвергнется крайнему наказанию. **//Беседы на псалмы. На псалом 130.//** ---- Блаженное дело – совершенно не допускать порочного помысла, как и пророк говорил: «**не превозносилось сердце мое**»; не сказал: оно вознеслось, но я обуздал его, а даже и не начинало возноситься, т.е. я постоянно соблюдал душу недоступною для порока. Это – блаженное дело; близко к нему и то, чтобы вошедшие помыслы тотчас прогонять и не позволять им оставаться долго, дабы не образовалась в нас нива для пороков. Если же и до такой степени мы будем беспечными, то есть средство избавления и от этой беспечности, по человеколюбию Божию, и много врачебных средств против таких ран приготовлено неизреченною и великою Его благостию. **//Беседа 3-я на вторую книгу Паралипоменон.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои. Ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** Этот краткий псалом, требующий скорее аналитического, нежели проповедческого рассмотрения, дает нам урок смирения и кротости. Поскольку у нас есть большое количество других мест, говорящих о смирении, то нет нужды повторять сейчас то же самое. Конечно, мы должны помнить, как велик недостаток нашей веры, стоящей в смирении, когда мы слышим пророка говорящим о нём как о равнозначном совершению превосходнейших дел: «**Господи, не вознесеся сердце мое**». Ибо утесненное сердце – замечательнейшая жертва в глазах Божиих (ср. [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Поэтому, сердце не должно возноситься преуспеванием, но, по страху Божию, смиренно держаться в пределах кротости. **Ниже вознесостеся очи мои**. Точное значение греческого перевода выражает иной смысл: οὐδὲ ἐμετεωρίσθησαν οἱ ὀφθαλμοί μου, т.е. «не возносились» от одного объекта ради взгляда на другой. Покамест, глаза должны «возноситься» в соответствии со словами пророка: «//Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся//» [[old:is:40:26|(Ис.40:26)]]. И Господь говорит в Евангелии: «//Возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже//» [[new:in:04:35|(Ин. 4:35)]]. Далее, глаза были возведены, однако, не переместили взгляд на что-либо иное, но пребыли неподвижно на том, к чему возводились. Затем следует: **Ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене**. Наиболее опасно – ходить среди вещей ничтожных и не задерживаться среди "дивных". Божьи глаголы – "велики"; Он Сам – "дивен" в вышних: как, тогда, может Псалмопевец ставить себе в заслугу то, что он не ходит среди вещей "великих" и "дивных"? Здесь есть еще слова: «что выше меня», которые показывают, что – хождение не среди тех вещей, которые люди обычно считают "великими" и "дивными". Ибо Давид, пророк и царь, некогда был уничижен и презрен, и недостоин сидеть за столом своего отца, но обрел благоволение у Бога, был помазан в царя, вдохновлен пророчествовать. Царствование не сделало его надменным, он не был движим ненавистью: он любил тех, кто преследовал его, оказывал честь своим мертвым врагам, щадил своих, виновных в кровосмешении и убийстве, детей. В его положении правителя он был презираем, поскольку был уязвляем как отец, страдал как пророк; вдобавок, он не призывал возмездия, как мог бы пророк, не настаивал на наказании как отец, не отмщал за обиды как правитель. Таким образом, он не ходил среди вещей "великих" и "дивных", которые были выше его. //**Беседа на псалом 130.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Песнь степеней** Пророческое слово научает смиренномудрию, представляет любителей онаго молящимися и неотступно просящими Бога. **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** **Господи не вознесеся сердце мое** Высота сердца вредит не только злочестивым, но и Святым. И история Паралипоменон о благочестивом царе Езекии показызает, что //«смирися от высоты сердца своего»// [[old:2par:32:26|(2Пар.32:26)]]. Посему и Господь священным ученикам Своим внушает, говоря: //«всяк смиряяй себе вознесется, и возносяйся смирится»// [[new:lk:18:14|(Лк.18:14)]]. **ниже вознесостеся очи мои** Горделивым свойственно поднимать брови, надувать щеки и всех презирать. А свободные от сея страсти, не как неведущему, открывают это Судие, но как ведущаго призывают во свидетельство. **ниже ходих в великих** Симмах перевел: в величии, а Акила: в великолепии. **ниже в дивных паче мене** А Симмах перевел: ниже в превышающем меня, то есть, знал я себе меру, и не предпринимал того, чтó превышает мое достоинство. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи! не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои** И этот псалом Давид написал о самом себе; он рассказывает в нем, какое смирение он имел, по освобождении от искушений. Вместе с сим он учит в нем и народ еврейский, возвратившийся из рабства вавилонского — смиряться подобно ему (Давиду) и не надеяться на свои подвиги и добродетели, но только на Господа: Господи! говорит, сердце мое не возносилось от самомнения и гордости и не возвышались и не смотрели вверх глаза мои от недуга высокомерия. Что же пророк сими словами хвалит себя? Так, по словам Златоуста, он хвалится: потому что когда требует того время и необходимость, должно и хвалиться подвигами своими, и тогда сия похвала будет не для тщеславия и хвастовства, но для пользы слушателей и для привлечения их к подражанию подобной добродетели. А сказывая сначала, что не возносилось сердце мое, а потом, что не возвышались глаза мои, Давид сим показал, что во первых возносится и гордится сердце, а потом поднимаются вверх и глаза, т. е. смотрят высоко и поднявшись. Слова Великого Василия: Одинаковые с гордым худые свойства имеет высокоумный и превозносящийся, различается же от него только по видимому: ибо один употребляет против других наглость и кичливость, а другой будучи и наедине превозносит себя и возвышается и гордится суетою ума своего. И чтобы ты не представлял основательного мечтательным, то вспомни о себе во время суетности в молодые лета свои, если ты будучи наедине размышлял о жизни и образах жизни, как ты легко в мечтательности ума получал начальство за начальством, власть за властно, везде обогащался, строил домы, золото и сребро собирал и прочее. Такой ум есть возносящийся и кичливый, он ни на чем не утвержден. Посему превозношение есть грех. И послушай, что говорит Господь: не превозноситесь [[new:lk:12:22|(Лук. 12,22)]]. И блаженный Давид удаление от мечтательности и возношения (высокоумия) поставляет в числе добродетелей. Златословесного: Не везде запрещено хвалиться, но бывает случай, когда и необходимо. Ибо кто не хвалится крестом, тот глупее всех; кто не хвалится верою, тот несчастнее всех. Посему и Павел говорит: //хвалящийся хвались Господом//. Когда же похвала самого себя есть зло? Когда мы это делаем, как фарисей оный. Того же: Не вознеслось сердце мое, и не коснулось меня то душевное лукавство, которое есть причина других зол и корень крайнего беззакония. И не возвысились глаза мои: я не поднимал, говорит, бровей и не возносил шею вверх; ибо сей недуг, преизливаясь из источника внутренней страсти, дает и телу вид по подобию внутреннего воспаления. **ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** Я, говорит, Господи, не обращался с теми людьми, которые больше и удивительнее меня; и не жил с теми, которые выше моего состояния, как изъясняет Златоуст, почитая себя недостойным обращения с ними, кроме того случая, когда другие принуждали меня входить в сообщество с ними и против воли моей. Или великими и удивительными называет тех, которые сами себя почитают такими (великими и удивительными), т. е. надменных и высокоумных, и говорит как бы так: я не только убегал страсти высокомерия, но даже и не обращался с зараженными сею страстью. Посему Златоуст сказал: Не малый подвиг этот — убегать высокомерия, ненавидеть гордецов, отвращаться от них, гнушаться ими. Напротив того величайшая безопасность для добродетели есть хранение величайшего смиренномудрия. А божественный Каллист Тиликудский в неизданных в печать Главах своих дает оборот словам псалма сего такой: Господи! если бы не возвысилось сердце мое, и не вознеслись глаза мои и я не ходил среди великих и дивных, превышающих меня, т. е. высоких и неизреченных таин Духа и не удостоился духовного созерцания Бога, то я не был бы смиренномудр, т. е. как и Исаия, когда удостоился высокого видения Бога, тогда истинно смирился и сказал: как я несчастен; а равно и Авраам уже при собеседовании с Богом сказал: но я земля и пыль; подобным образом и Иов. Ибо доколе не взойдет кто к духовному созерцанию беспредельности Божией, дотоле не может иметь истинного смирения. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** По надписанию в еврейском и в Вульгате (у LXX нет надписи), псалом этот написан Давидом, конечно, во время Саулова гонения, когда его не раз называли гордым узурпатором, обвиняли его в высокомерных замыслах и стремлениях. **Вознесостеся очи** – смотрели высоко, горделиво на других. **Ходить в великих** – замышлять величественные планы. **Паче мене** – не входил в великое и дивное, что превыше меня. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** ** Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене,** - так же, как: умыю в неповинных руце. Я не представлял себя высоким и не позволял себе никакого действия, которое могло удивить как необыкновенное и которое было выше меня. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле (см. [[old:2ts:06:20|2 Цар VI:20-22]]) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении. **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** //Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него// "**Я не входил в великое и до меня недосягаемое**" - то же, что "**не надмевалось сердце мое**", т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Песнь степеней** И сей псалом принадлежит к разряду тех, которые именуются **песнями степеней**, и принят был, подобно некоторым древнейшим песням Давида и Соломона, в число тех псалмов, которые пелись иудеями во время и после возвращения их из плена в свое отечество. Судя по краткому содержанию псалма сего и основываясь на мнениях св. отцов, толковников его, можно приписать его Давиду, как составителю его. **Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене** Сими словами пророк как будто оправдывается или как бы желает очистить себя от подозрений в высокомерии и гордости. Хотя эти подозрения в отношении к нему были неосновательны и несправедливы, но они все-таки были. Даже один из братьев Давида, во время войны с филистимлянами, говорил ему: «//Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение//» [[old:1ts:17:28|(1 Цар. 17:28)]]. А некто Семей, во время восстания Авессалома, укорял Давида в том, что он по высокомерию якобы отнял царство у Саула [[old:2ts:16:08|(2 Цар. 16:8)]]. Давид не признавал себя праведником, напротив, он всенародно каялся пред Богом в своих грехах и беззакониях (см, например, [[old:ps:130:start|Пс. 50]] и др.). Но обличения в гордости и высокомерии, а тем более укоризны в том, что отнял он царскую власть у Саула, он признает клеветами на себя и, желая отразить сии клеветы, призывает всеведущего Бога во свидетеля своего смирения и кротости. «Господи! не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, и я не вхожу в великое и в то, что выше меня» (так выражены слова его по переводу с еврейского). Так пред Самим Сердцеведцем Богом Давид свидетельствует, что он не имел ни сердца высокомерного, ни надменных очей, но как был кроток и смирен сердцем, так и очами выражал смирение. И затем, сказав об очах и сердце, присовокупляет о словах и делах. **Ходить в великих и дивных** означает то же, что хвалиться великими и славными делами. Если Давид отрицает и это, говорит, что не позволял себе и этого, то, значит, он похвалялся смиренномудрием. Так, по мнению св. Иоанна Златоуста, он хвалится, но хвалится на пользу, потому что, когда требует того время и необходимость, должно и хвалиться подвигами своими, и тогда похвала сия будет не для тщеславия и хвастовства, но для пользы слушателей и для привлечения их к подражанию подобной добродетели. «Не везде, – говорит св. Иоанн Златоуст, – запрещено хвалиться, но бывают случаи, когда и необходимо. Ибо кто не хвалится крестом, тот глупее всех, кто не хвалится верою, тот несчастнее всех. Посему и Павел говорит: «//хвалящийся хвались Господом//» [[new:2kor:10:17|(2 Кор. 10:17)]] [7, с 1037]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]