[<10>] ====== Толкования на Пс. 131:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея** См. Толкование на [[old:ps:131:01#svt_ioann_zlatoust|Пс. 131:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея** См. Толкование на [[old:ps:131:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 131:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 3-5 **Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама **(вискам)** моима. Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю** Вспомни, просит, Господи, как Давид в одно время, возымев ревность в душе своей, по той причине, что Кивот Божий переходил с места на место, обещался с клятвою, что не сделаю (для себя) того и другого, доколе не найду приличного места, т. е. способного жилища Богу, иначе места для храма. И действительно божественный Давид не успокоился, доколе не нашел приличного места, на котором Соломон после сего построил знаменитый оный храм, как повествует о том 1я книга Паралипоменон в главе [[old:1par:28:start|28]]й после того, как Соломону было указано им место и вид целого храма сего. Союз же (на греч.) //аще//, употреблен вместо //не//, почему и должно читать: не войду в жилище дома моего, не дам сна и проч., как мы сказали, в других местах, что к, в клятве употребляемое, означает: не. А //селением// и домом Божиим, может быть называем храм потому, что в нем Бог беседовал с достойными священниками и давал им божественные свои ответы (пророчества), как мы это сказали и в другом месте. Слова //Златословесного//: Строившего дом (т. е. Соломона) пропускает и указывает на давшего обещание, чтобы ты знал, что значить намерение, и как обыкновенно Бог определяет награду за усердие. Потому то счел за лучшее без сомнения не упоминать о Соломоне, а о Давиде; потому что он построил собственно, а не сын его. Ибо один дал обещание, а на другого возложено исполнить оное, //Феодорита//: Ибо он сначала просит дозволения построить храм Божий. Поелику же Бог чрез пророка //Нафана// не дозволил сего и предсказал, что cия постройка будет произведена при Соломоне; то хотя Давид не брал на себя постройки, но не предался праздности, а, как упоминает 1я книга Паралипоменон, собрал для сего сребро, и железо, и медь, и деревья и камни. А, по словам //Евсевия// и //Кирилла//, Давид узнав от Святого Духа, что действительно имело быть в известное время пришествие самого Господа, так стал изнурять себя, что отказался от всякой постели и отрекшись от своего дома, повергнул себя лицем на землю, лежал пред Богом на голой земле поверженный и молился об открытии ему сего места Господня, уверяя с клятвою, что он не встанет с земли и не сойдет с места, на котором поклонялся Ему с коленопреклонением, доколе не узнает, какое именно место предназначено и предуготовано для явления Господа людям. Я непрестанно, говорит, буду изнурять себя до пота, доколи не узнаю сего места, на котором имеет в свое время родиться от жены во плоти Единородный. Когда он столь настойчиво упражнялся в молитве и связал себя клятвенным уверением, Бог стал преклоняться к нему, сжалясь над ним, чтобы он не оказался клятвопреступником, поклявшись однажды не вставать с мета, доколе не получит того, чего столь сильно желал. Посему и дарует ему познание того, о чем он просит посредством Духа пророчества, потому то далее и говорит: вот мы услышали о Нем и проч. Слова //Никиты Стифатийского//: Место, по которому, как говорит, ходили мысленно ноги его, есть сердце очищенное от недавно бывшего в нем пристрастия к веществу и произведенная в душе чрез наитие Духа свобода и совершенное бесстрастие, и место также Бога Израилева и жилище Бога Иаковлева есть световидная душа и мысль, которая вновь начала получать просвещение от Божия Духа и чрез соединение с Божественным огнем вся сделавшаяся огнем, вновь обратившаяся в источник живой воды и начавшая сообщать чистое питие слова (разума) жаждущим. Ибо она становится местом, способным ко вмещению невместимого Бога, чтоб он по неволе не сделался клятвопреступником (лжецом). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея** **Аще** в ст. 3 и д. есть перевод известного еврейского клятвенного выражения, означающего отрицание; потому эти слова нужно переводить: «не войду»; «не взойду»..., «не дам сна»... Само собою разумеется, что здесь клятвенный обет Давида приводится не буквально, а по смыслу: не убоюсь никакого труда, ничто не удержит меня приготовить Тебе достойное жилище. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю** Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–5 **Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: Дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю** В этих изречениях псалмопевец показывает, в чем состояло клятвенное обещание Давида пред Богом. Как человек благочестивый и вполне преданный в волю Божию, Давид знал, что кивот Господень, или ковчег Завета, устроенный по повелению Божию при Моисее и служивший святыней для всего израильского народа, где Господь Бог, чрез пророков и благочестивых священников, открывал волю Свою народу, что этот ковчег, по допущению Божию взятый в плен филистимлянами, при первосвященнике Илие, с тех пор не имел постоянного местопребывания, а переносим был с одного места на другое. Сознание всего этого причиняло Давиду царю немалую скорбь, и вот почему, с самого воцарения своего, он был весьма озабочен делом построения Храма, как места селения Богу Иаковлю. Вот почему он и клялся, и обет Богу дал, что не взойдет он в дом свой, что не будет ложиться и на постель свою, или, как лучше и точнее это выражено по переводу с еврейского: «Не войду в шатер моего дома, не взойду на постелю ложа моего; не дам сна глазам моим и веждям моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища крепкому Богу Иакова». И хотя он скоро после своего воцарения построил на горе Сион новую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета, но и это все считал недостаточным и потому стал приготовлять для построения храма нужные материалы, а также чертежи и рисунки. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]