[<10>] ====== Толкования на Пс. 131:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы** **Ловитву его благословляли благословлю.** Ибо каждый из таковых, как семя праведного, не оскудевает хлебами. Пишется же: //и вдову его,// то есть, лишенную покровительства. **Нищыя его насыщу хлебы,** то есть, обнищавших по Богу насыщу хлебами духовными. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы** **«Насыщу хлебом»** он называет обилие жизненных припасов, плодородие, и молится, чтобы все текло к ним как бы из источников. Действительно, такой образ жизни вели в древности иудеи, не чувствуя естественных нужд, когда только Бог благово­лил к ним; не было у них ни недостатка в хлебе, ни го­лода, ни язвы, ни преждевременной смерти, ни другого чего-ни­будь подобного, что обыкновенно случается с людьми, но все текло к ним как бы из источников, потому что рука Божия исправляла немощь дел человеческих. Таким образом, он говорит здесь; Ты обещал благословить его ловитву, т.е., подать изобилие в вещах необходимых при великой безопас­ности. **//Беседы на псалмы. На псалом 131.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы** **«Ловитву его благословляяй благословлю».** А //Симмах// перевел: //пищу его благословляя благословлю//, то есть, подам им обилие всех благ. **«Нищыя его насыщу хлебы».** Подам и нуждающимся, чем удовлетворить потребности. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы** **Ловитву **(добычу)** его благословляя благословлю** Добычею (ловлею) назвал собрание и прибыль пищи и всего необходимого для жизни, как говорит //Златоуст//; а благословляя благословлю: значит, подам щедро и умножу, чтобы все, нужное к продовольствию, было изобильно, дешево и щедродательно. В высшем значении добыча Сиона, т. е. Церкви, по словам //Безыменного//, есть ежедневно уловляемые сетьми апостольскими и евангельскими; а нищие Сиона суть те, которых Дух называет блаженными и Божиими, и у которых хлеб мысленный есть сшедший с неба. **Нищия его насыщу хлебы** См. Толкование на [[old:ps:131:16#evfimij_zigaben|Пс. 131:16]] ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы** **Ловитву его благословляй благословлю;** то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы: священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** **Ловитву его**, т.е. Сиона, в котором Господь основал вечный покой Свой, благословлю. В высшем духовном значении, под именем вечного покоя Божия, основанного на Сионе, разумеется Церковь Христова, которой и «//врата ада не одолеют//» [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Но так как здесь речь идет о горе Сионе и городе Иерусалиме, на ней расположенном, то составитель псалма, вместе с другими обещаниями, данными от Бога Давиду, говорит здесь и о тех, которые обещаны собственно городу сему и его жителям. Так как каждая страна и город имеют особые нужды, на удовлетворение которых они имеют, конечно, и особые статьи дохода, например, сдачу земельных участков, каменоломен и т.п., – то и город Иерусалим имел таковые, т.е. имел особые статьи прихода и особые статьи расхода. На эту мысль наводит чтение 15-го стиха по переводу с еврейского. Сказав в предыдущем [[old:ps:131:14|14-м]] стихе: «//Се, место покоя Моего навеки, здесь вселюся, ибо Я возлюбил его//», в следующем 15-м стихе говорит: «**Пищу его благословлю, нищих его насыщу хлебом**». Слово «пищу» в еврейском тексте LXX толковников перевели словом «**добычу**»; так и читали его блж. Феодорит и св. Иоанн Златоуст; а в других изданиях вместо «добычу» поставлено «вдову», так же, как и в Вульгате – «viduam, вдовицу». Так как вдовы и городские нищие более всего нуждаются в пище и хлебе, то Господь Бог чрез пророка и дает обещание **благословить ловитву**, или добычу, города, т.е. ту доходную статью, которая предназначена на удовлетворение пищей вдов и сирот и, вообще, на прокормление нищих и нуждающихся жителей города. Изобилие плодов земных и вообще материальных средств жизни в Священном Писании обыкновенно приписывается благословению Божию. Тех священников, говорит далее псалмопевец от лица Господня, которые //облекутся правдою// (по [[old:ps:131:09|ст. 9]]), то есть святою жизнию, Я **облеку во спасение**, т.е. приведу ко спасению во Христе и к вечному блаженству, – **и преподобнии его радостию возрадуются**, т.е. не только священники, но и все те из народа, которые ревнуют о святой жизни, сподобятся той же вечно блаженной участи и возрадуются. Под **ловитвою** в высшем духовном значении разумеется ловитва проповеди апостольской, чрез которую апостолы Христовы, как сетию, уловляли человеков (см. [[new:mk:01:17|Мк. 1:17–18]]) к вере во Христа и делали их наследниками вечной жизни. Тут же разумеются и нищие, которым обещано насыщение; в числе этих нищих были, без сомнения, и «//нищие духом//», которым, кроме благословения и насыщения телесного, обещано Христом блаженство «//в Царстве Небесном//» [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]