[<10>] ====== Толкования на Пс. 131:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** **Священники его облеку во спасение.** Сам опять Христос есть спасенье, и Сам именуемый в вышних есть правда. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-18 **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня моя** Смотри, какое благополучие во всех отношениях: они не будут иметь недостатка ни в чем необходимом, священники – в безопас­ности, народ – в радости, царь – в силе. **«Светильником»** он называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия. Какой? Тот, что враги скроются и не будет никого, кто мог бы повредить этим благам. Не сказал просто: погибелью, но: **«стыдом»**, желая, чтобы они скрылись живые, удалились, и своими страданиями свидетельствовали о силе и благоденствии этого народа. **«На нем процветет святыня Моя»**. Что значит: **«на нем»**? На народе. Вместо: **«святыня»**, другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //«рог»// (κέρας). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«определение его»// (αφόρισμα αυτου). Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«определенное ему»// (αφωρισμένον). Что же означают эти слова? Мне кажется, что здесь говорится о бла­гополучии, безопасности, силе, царстве. То, что Я определил ему в начале, говорит, будет про­цветать, умножаясь, не увядая и не уменьшаясь; но все это будет в таком случае, если сохранится выше сказанное условие. Какое? //«Если сохранят сыны твои завет Мой»//. Одни обето­вания Божии не доставляют нам благ, если и мы не будем исполнять следуемое с нашей стороны, и имея их в виду, не должно малодушествовать и предаваться беспечности. Мно­гих и из тех благ, которые Бог обещал, Он не подает, если получившие обещания оказываются недостойными; равно как и наказаний, которыми угрожал, он не приводит в ис­полнение, когда те, которые прогневали Его, впоследствии исправ­ляются и отклоняют гнев Его. **//Беседы на псалмы. На псалом 131.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** Добро нам быти, если Господь благословляет нас, тогда мир и радость в душе нашей. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** **«Священники его облеку во спасение».** Что выше назвал правдою, то здесь наименовал спасением; потому что спасение – плод правды. **«И преподобнии его радостию возрадуются».** Любители же благочестия исполнятся всякаго веселия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Священники его облеку во спасение; и преподобные его **(преданные ему)** радостию возрадуются** Живущих, говорит, в Иepycaлиме нищих насыщу, т. е. обогащу хлебами, священников его облеку здоровьем и безопасностью; и Иерусалимские преподобные, т. е. посвященные Богу, радостно возрадуются. Ибо выражения: радостно возрадуются и благословляя благословлю и вообще удвоения некоторые принимают за особенность еврейского языка и Писания; а другие уверяют, что сие удвоение выражает высшую степень, или верность радости и благословения. Слова //Феодорита//: Что выше назвал правдою, то и теперь назвал спасением; ибо плод правды есть спасение. Итак, поелику они, по словам //Никиты//, первые облекли себя в правду, то посему и Бог ограждает их спасением. А в высшем значении, Христос, названный выше правдою, теперь назван спасением. Им облекаются священники церковные, как сказано: облекитесь Господом Иисусом. И это то, думаю, есть то небесное жилище, которым, по словам Апостола, желаем облечь его; оная одежда веселия, оная риза спасения, по гласу Исаии. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** В ст. 14-18 псалмопевец приводит данные Богом в древние времена обещания вечно пребывать на Сионе, изливать оттуда Свои милости и вполне исполнить данные Давиду обещания явлением Мессии и устроением чрез Него спасения. **Облеку во спасение** – дам спасение, милость, которую священники обильно получают для себя; но можно также разуметь в белом облачении их символически изображенное спасение, которое они ходатайствуют другим. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** См. Толкование на [[old:ps:131:09#lopuxin_ap|Пс. 131:9]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются** См. Толкование на [[old:ps:131:15#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 131:15]] [<10>]