[<10>] ====== Толкования на Пс. 135:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аллилуия** Ст. 1,13 **Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения** Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его** Сказав выше о благодеяниях, которые Бог оказал людям, теперь пророк говорит и о том, сколь велика милость Его; не измеряя ее, – это невозможно, – но, желая показать беспредельное ее величие, призывает всех к славословию и го­ворит: **«исповедайтесь Господу»**, т.е., благодарите, славьте Его. **«Ибо во век милость Его»**. Что значит: **«во век»**? Он не иногда только благодетельствует, а иногда удерживается от этого, не иногда только милует, а иногда перестает миловать, как бы­вает у людей, которым препятствуют страсти, не дозволяет малодушие, останавливает угождение другим, не допускают обстоятельства; но Бог не таков: Он постоянно милует, и никогда не перестает делать это, хотя делает различно и разнообразно. Так, говорит пророк, Он всегда милует, и никогда не перестает благодетельствовать людям. **//Беседы на псалмы. На псалом 135.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его** Какие прекрасные стихи! Не без причины христианин восклицает народам, не ведущим Бога истинного: //Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса// [[old:ps:076:14|(Пс.76,14–15)]]. Бог наш, действительно, беспредельно велик. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- **В век милость Его**. Ты пользуешься каждую минуту милостями Божиими, и веселят тебя эти милости. Но вспомни и представь, что в такое множество прошедших веков беспрерывно лились на людей милости Господни и веселили род человеческий, и во все будущие века также будут литься. Видишь, как в век милость Его на нас! Если хочешь, разбери подробно самые милости, которым, впрочем, нет конца, и тогда пред тобою откроется истая бездна великих милостей Божиих к людям, явленных во все века. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия** И сию песнь пророческая благодать сложила для возвращавшихся из плена Иудеев, многими вразумлениями доставляя им пользу. **Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его** Принесите Богу, говорит Пророк, благодарственную песнь, памятуя ниспосланныя Им блага и удивляясь безмерной Его милости. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его** Благодарите, начинает, Господа рабы Господни за те же благодеяния Его, о которых упомянул в предыдущем псалме. Такое же начало сделав Давид и в [[old:ps:105:start|105-м]] псалме, сказал: исповедайтеся Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его, что там изъяснено нами. Сверх того все стихи сего псалма оканчиваются словами: ибо во век милость Его, и это или для умножения такой Божией милости, или для похвалы, произведения сильного впечатления и удивления в воспевающих оную. Слова //Златословесного//: За каждым стихом прибавляет в виде припева: ибо во век милость Его, т. е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда переставал от сего. Людям и недуг препятствует это делать и бедность мешает; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает сего дела. //Феодорита//: Принесите, говорит, Богу благодарное пение, воспоминая поданные Им блага и удивляясь безмерной Его милости. Заметим здесь, что этот псалом собственно называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом милости. А от сего псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом, т. е. Хвалите имя Господне. И самое, среди церкви висящее, паникадило, или многосвечник, названо также от сего (псалма) полиелеем; так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и сей псалом, как собственно полиелейный, и не может быть пет только первый без второго, как не рассудительно и худо делают другие. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его** Иудеи называют этот псалом великий галлел (аллилуйя) между тем как псалмы [[old:ps:112:start|112-17]] просто «галлел». Псалмопевец, как и в предыдущем псалме, призывает к прославлению благого, высочайшего, всемогущего Бога, Творца мира, милостивого Спасителя, Руководителя и Владетеля Израиля, которого Он недавно в беде (плену вавилонском) милостиво выручил, и подающего пищу всякой твари. Такого Господа нужно прославлять. Второй, один и тот же везде, член каждого стиха без сомнения, пел весь народ, а первое полустишие – хор из священников и левитов, или же один певец. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Означенные псалмы - одинакового содержания, хотя [[old:ps:134:start|134]]-м псалмом заканчивается у евреев малый галлел [[old:ps:112:start|(Пс 112-117)]], а [[old:ps:135:start|135 Пс]] начинается большой галлел. Оба псалма представляют торжественный гимн Богу с перечислением Его многочисленных благодеяний, оказанных евреям во время всей их исторической жизни и до последнего момента, когда были составлены эти псалмы. Господь воспевается в них как Творец мира, Покровитель евр. народа, совершавший разнообразные чудеса, чудесно избавивший их от ига египетского и давший им в наследие Палестину. Он - Бог живой и всемогущий; идолы язычников пред Ним - ничто, а потому к воспеванию Его приглашаются все израильтяне. Такой торжественный тон содержания псалмов, возвышенное и хвалебно-благодарное чувство, каким они проникнуты предполагают и событие высокой важности, послужившее поводом написания их. Этим событием могло считать построение и освящение второго Иерусалимского храма. Оба псалма называются полиелейными потому, что употребляются при совершении полиелея при великих праздниках. Важности праздника вполне отвечает торжественный тон содержания псалмов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Псалом сей, как и предшествующий ему, [[old:ps:134:start|134]]-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом **Аллилуиа** («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. [[old:ezd:06:16|1 Ездр. 6:16]], [[old:ezd:03:10|3:10–11]]), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма ([[old:ps:134:start|134]] и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Ст. 1–3 **Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его** Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов [[old:ps:104:start|(104-107)]], с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: **Исповедайтеся Господеви** – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за **вечную милость Божию**. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста, Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. [[old:ps:032:06|Пс. 32:6]]), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется **Богом богов**, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца. В третьем стихе, под именем **Господа господей**, израильтяне призываются к прославлению, или исповеданию, Духа Святого, Который, как самовластный и неограниченный Владыка, действует и «//дышет, идеже хощет//» [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]], «//разделяя властию коемуждо, якоже хощет//» [[new:1kor:12:11|(1 Кор. 12:11)]]. А потому и называется нередко Царем царствующих (в молитве Царю Небесный…) и Господом господствующих, как и Сын Божий. И после каждого из сих стихов, и не только сих, но и всех последующих, пророк прибавляет особые похвальные слова: **яко в век милость Его**, то есть: «ибо милость Его вечна». «За каждым стихом, – говорит св. Иоанн Златоуст, – прибавляет в виде припева: ибо вовек милость Его, т.е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда переставал от сего. Людям и недуг препятствует это делать, и бедность мешает; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает сего дела» [7, с. 1063]. А блж. Феодорит к сему же замечает: «Принесите, говорит, Богу благодарное пение, воспоминая поданные Им блага и удивляясь безмерной Его милости». «Заметим здесь, – продолжает он же, – что этот псалом собственно называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом милости. А от сего псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом, т.е. хвалите имя Господне. И самое среди церкви висящее «поликандило», или многосвещник, названо также от сего (псалма) полиелеем, так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и сей псалом, как собственно полиелейный, и не может быть только первый без второго, как нерассудительно и худо делают иные» [7, с. 1063]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]